Испания: франкизм и его основные черты. Эволюция режима Франциско Франко в 1950-1970е гг. Франко в испании режим


Испания в период авторитарного режима Франсиско Франко (1939-1975)

Граф Барселонский Хуан, его жена Мария де лас Мерседес и их четверо детей, среди которых будущий король Испании Хуан Карлос I.

Карлос Ариас Наварро

Хосе Хираль, глава республиканского правительства в изгнании.

В 30-е-40-е годы испанская реакция под антиреспубликанскими и антикоммунистическими знаменами объединила неоднородные в социально-политическом отношении силы: финансовую и земельную олигархию, верхушку армии и церкви, представителей значительной части средних слоев города и деревни. Франкистский режим, защищая их интересы, создавал благоприятные возможности для обогащения этих категорий граждан, в том числе и мерами государственно-монополистического регулирования.

Диктатура Ф. Франко воцарилась в стране 1 апреля 1939 г. Ее опорой были армия, репрессивные органы и созданная в 1937 г. фашистская партия «Испанская фаланга». Демократическая конституция 1931 г. перестала действовать. Были запрещены все поддерживавшие республику политические партии и профсоюзные объединения, отменено большинство реформ, осуществленных Народным фронтом. Судебные органы в период франкизма функционировали на основе чрезвычайного законодательства военного времени. Сложившаяся в стране политическая система была ориентирована на охрану режима и его институтов. Во многом по образцу фашистской Италии государство в Испании было организовано как «корпоративное, централизованное, патерналистское». Его отличительными чертами были территориальное единство страны и жесткая вертикаль государственного управления, где, разумеется, не было места ни региональной автономии, ни идее этнокультурной идентичности народов, населявших страну.

Колоссальная власть, которую сосредоточил в своих руках Ф. Франко в годы Гражданской войны, получила «легитимный» статус согласно обнародованному 8 августа 1939 г. закону. 9 августа было сформировано второе правительство Ф. Франко (первое франкистское правительство действовало до августа 1939 г.). В его состав диктатор включил представителей высшего командного состава армии, нескольких карлистов и клерикалов. В идеологическом плане с 1939 по 1942 г. ключевая роль в формировании политической системы страны принадлежала фашистской партии «Испанская фаланга». Программа «Испанской фаланги» включала следующие пункты: формирование так называемых «вертикальных» профсоюзов, на принудительно-корпоративных началах объединявших предпринимателей, служащих и рабочих; учреждение молодежных, студенческих и женских ассоциаций, деятельность которых была проникнута идеями испанского национализма и франкизма; создание мощного пропагандистского и цензурного аппарата, способного подавлять любые демократические проявления в политике, прессе, литературе, искусстве и навязывать идеи франкизма всем слоям испанского общества.

В 1941 г. испанские фалангисты разработали проект закона об организации государства, во многом копирующего корпоративный тоталитаризм итальянских фашистов. Однако Ф. Франко отверг этот законопроект, посчитав, что в нем не учтена в должной мере национал-традиционалистская специфика Испании. Необходимо подчеркнуть, что с первых дней существования (вплоть до 1975 г.) франкистский режим не представлял собой организационно-идейного «монолита», напротив, в его базовых структурах постоянно имели место соперничество и откровенная конфронтация между различными группировками со своими узкокорыстными интересами либо же боровшимися за сферы влияния. Этим соперничеством умело пользовался диктатор для достижения собственных целей, прибегая к тактике «взаимных сдержек и противовесов», в частности путем кадровых перестановок. В августе 1942 г. он сформировал новый кабинет министров. В составе кабинета фалангисты были представлены в меньшем количестве, чем раньше. Такой «маневр» свидетельствовал о стремлении Ф. Франко снизить чрезмерное политическое влияние, которое обрела «Испанская фаланга» после окончания Гражданской войны.

Декретом от 17 июля 1942 г. были созданы Кортесы, выполнявшие лишь совещательные функции. 438 депутатов Кортесов называли прокурадорами. Членами Кортесов являлись министры, члены Национального совета «Испанской фаланги», председатели Верховного суда и Военного трибунала, мэры 50 провинциальных столиц, ректоры университетов, крупные правительственные чиновники и др. Глава государства назначал в Кортесы 50 прокурадоров из лиц, занимавших высокое положение в военной, административной, духовной или социальной сферах. Франкистские Кортесы являлись собранием крупных государственных и партийных служащих, готовых верой и правдой служить авторитарному режиму.

Читать далее на http://family-history.ru/material/history/spainhistory/spainhistory_20.html

harmfulgrumpy.livejournal.com

Режим франко

Ксения Пашаева РЕЖИМ ФРАНКО:

МЕЖДУ ТОТАЛИТАРИЗМОМ И АВТОРИТАРИЗМОМ Испания традиционно была монархией, во главе которой стояли династии Трастамара (XV–XVI века), Габсбургов (XVI–XVIII века), Бурбонов (XVIII–XX века). Определяющую роль в монархии играла католическая церковь. В апреле 1931 года была провозглашена республика. Однако после поражения республиканцев в гражданской войне в марте 1939 года установился режим генерала Франсиско Франко, который просуществовал в Испании до 1975 года.

Официальный титул генералиссимуса Франсиско Франко — каудильо (в переводе с испанского — «предводитель») обозначал неограниченность его полномочий в вопросах государственного, политического и военного руководства страной на протяжении всех десятилетий его правления. Вместе с тем, режим Франко претерпевал определенные изменения, связанные с развитием исторических процессов.

Рассмотрим основные особенности двух периодов правления Франко.

Первый, с 1939-го по 1945 годы, — это военно-тоталитарная диктатура фашистского типа. В идеологическом плане режим характеризуется смешением различных правых течений. Диктатура Франко опиралась на созданную в 1937 году партию «Испанская фаланга», объединившую фалангистов и карлистов, со временем к ней присоединились все остальные правые силы. Вместе с тем, сам Франко, будучи ревностным католиком и консерватором, сохранял беспартийность и в «Фаланге» не состоял [3, с. 170].

Демократическая конституция 1931 года была отменена, под запретом оказались все поддерживающие республику политические партии и профсоюзные организации, отменены реформы Народного фронта. Судебные органы функционировали на основе чрезвычайного законодательства военного времени [3, с. 175].

Декретом от 17 июня 1942 года были воссозданы Кортесы (традиционные испанские сеймы). Их основной задачей была подготовка новых законов. Но никакие законопроекты не могли быть внесены на рассмотрение Кортесов без согласия на то правительства (Совета министров), которое возглавлял Франко. Он же затем и утверждал эти законы. Министров, генералов, губернаторов провинций, судей, высших чиновников он также назначал лично [2, с. 68].

В государственной политике Франсиско Франко соблюдал «баланс сил». Режим не был монолитен в организационно-идейном плане и характеризовался постоянным соперничеством между различными силами и их интересами, и каудильо использовал это при формировании правительственных кабинетов.

Много внимания уделялось созданию пропагандистского и цензурного аппаратов, происходило подавление демократических проявлений во всех сферах жизни и насаждение идеи франкизма во всех слоях испанского общества [2, с.67]. Закон о печати от 22 апреля 1938 года, принятый еще до окончательного установления режима, поставил под полный контроль издание и распространение периодики и книг, ввел самую жесткую предварительную цензуру.

В Испании формировалась идея духовного сплочения нации на основе традиционного консерватизма [4, c. 27]. Франко и его окружение полагали, что объединяющим началом является католическая церковь и что новые государственные институты должны быть проникнуты духом католицизма. Церковь получила огромные привилегии, в учебных заведениях было восстановлено преподавание религии [3, с. 171].

Тотальный государственный контроль не ограничивался сферами политики, идеологии, нравственности, он также распространялся на экономику. Несмотря на тяжелое экономическое положение в стране, Франко отказался от привлечения внешних кредитов и объявил себя сторонником опоры на собственные силы Испании. Вместе с тем, страна получала некоторую экономическую помощь от Германии, Италии и США. Для реализации режима автаркии (самодостаточности) был создан Институт национальной индустрии. Ряд законов об индустриализации 1939–1941 годов предоставил государству возможность открыто вмешиваться в экономику. Во главе каждой отрасли хозяйства стоял центральный отраслевой профсоюз, руководителем которого был делегат, назначаемый правительством, структура синдиката была «вертикальной», то есть включала в себя владельцев предприятий, административный персонал, служащих и рабочих. Государство регламентировало производство, заработную плату, цены и снабжение.

В 1945 году, после завершения второй мировой войны, начинается новый период правления Франко — авторитарный, который длится вплоть до смерти каудильо в 1975 году.

Американский политолог Хуан Линц, характеризуя корпоративный авторитаризм, пишет, что он устанавливается в плюралистических обществах с определенным уровнем политического участия и опирается на систему корпоративного представительства интересов и единственную проправительственную партию [1, с. 188].

В Испании этого периода, действительно, проявляется ограниченный политический плюрализм и некоторое смягчение идеологического прессинга. Вместе с тем, уровень политической активности испанцев остаётся низким и власть продолжает удерживаться в руках лишь одного человека — Франсиско Франко.

После поражения гитлеровской Германии в Испании происходит формальное послабление диктатуры и некоторая трансформация режима. В политическую систему были внесены демократические элементы, например, документ «Фуэро испанцев». В нем декларировались права испанского народа, однако механизмы реализации этих прав отсутствовали. Также был подписан закон о национальном референдуме, но он также не действовал.

В 1947 году Испания была провозглашена монархией, но с оговоркой, что восстановление королевской власти произойдёт лишь после смерти пожизненного правителя Франсиско Франко [2, с. 70].

Реформирование в экономической сфере было связано с правительством 1957 года, состоявшим из представителей технократической олигархии. В 1959 году был принят «план стабилизации», благодаря которому Испания вышла из валютно-финансового кризиса и встала на путь реформирования экономики.

С конца 1950-х годов франкизм представлял собой уже не однопартийный, а беспартийный режим — закон «О принципах Национального движения» упразднил понятие «фаланга».

В 1967 году каудильо согласился с принятием Органического закона о государстве, который разделил пост главы государства и главы правительства, была проведена частичная реформа Кортесов, заявлена возможность создания политических ассоциаций (но при условии их следования основным принципам франкизма). В этом проявилось одно из главных отличий авторитарного периода правления Франко от тоталитарного, так как в предыдущий период в принципе не допускалось существование каких-либо общественных объединений, не зависящих от государства [2, с. 72].

Крупный бизнес Испании и средний класс стремились к вступлению в ЕЭС, для чего необходим был отход от режима диктатуры, но политическая оппозиция была недостаточно сильной для смены режима. 20 ноября 1975 года диктатор умер, однако политические реформы произошли не сразу. Бюрократический аппарат продолжал функционировать, армия сохраняла нейтралитет. Впоследствии демократические преобразования возглавила правящая элита во главе с королем Хуаном Карлосом [5, с. 21].

Таким образом, политический режим, созданный Франсиско Франко, с 1939-го по 1945 год представлял собой военно-тоталитарную диктатуру фашистского толка, а в дальнейшем вплоть до 1975 года — авторитаризм, основанный на идеях франкизма и католицизма. После смерти каудильо франкизм не прекратил своего существования, а преобразовался в самостоятельное идеологическое течение. Ему свойственно стремление к устойчивому социально-экономическому развитию и сохранению национальных традиций. Элементы тоталитарной идеологии ему присущи, но не являются системообразующими.

Литература:

1. Введение в политическую теорию: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2013. — 432 с.

2. Волкова Г. И., Дементьева А. В. Политическая история Испании XX века: Учеб. пособие. — М.: Высш. школа, 2005. — 191 с.; Испания в период авторитарного режима Франсиско Франко (1939–1975) // Интернет-портал по истории и генеалогии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://family-history.ru/material/history/spainhistory/spainhistory_20.html

3. Драбкин Я. С., Комолова Н. П. Тоталитаризм в Европе XX века. — М.: Памятники исторической мысли, 1996. — 540 с.

4. Калинина Е. Ю. Испания и Россия: общая судьба. Эволюция формы государства в современный период. — СПб.: ИВЭСЭП, Знание, 2007. — 176 с.

5. Современная Испания: Реф. сб. — М.: ИНИОН РАН, 2003. — 144 с.

6. Протасенко С.В. Правый радикализм в современной Испании // Вестник МГИМО-Университета. — 2011. — № 5. — С.165–177.

www.dereksiz.org

Национальная политика режима Ф. Франко в Испании

4 августа 1939 года Франсиско Паулино Эрменехильдо Теодуло Франко Баамонде был объявлен пожизненным «верховным правителем Испании, ответственным только перед Богом и историей». Новую власть в Испании теперь олицетворял генерал Франко - чин генералиссимуса ему присвоили позже. Его положение и должность определялись титулом "каудильо" - "вождь". То же, что по-немецки "фюрер". Во мнении мирового сообщества Франко встал на одну доску с Гитлером: официальное приветствие сторонников каудильо было такое же, как у сторонников фюрера. К началу гражданской войны в Испании генералу Франко исполнилось 44 года. Столько же было Гитлеру в год его прихода к власти.

Каудильо выглядел старше своих лет. Наружность он имел непрезентабельную - низенький (157 см), коротконогий, склонный к полноте, с тонким пронзительным голосом и неловкими жестами. Немцы глядели на Франко с изумлением: в лице генералиссимуса явно проступали семитские черты. Оснований было достаточно: на Пиренейском полуострове веками владычествовали арабы, численность евреев в Кордовском халифате доходила до одной восьмой населения... К тому же Франко был не "кастильяно" - он родился в Галисии, населённой португальцами. Следует отметить, что при Франко в Испании не было не то что геноцида евреев, но и ограничительных мер против них. Более того, весной 1941 года Франко решительно заявил Гитлеру, что общины евреев-сефардов в Салониках (Греция), Софии и Пловдиве (Болгария) пользуются покровительством испанских властей, как лица, чьи предки были в своё время незаконно изгнаны из страны. Сефарды получили испанские паспорта, в большинстве благополучно пережили войну и в конце 1940-х годов выехали в Израиль.

Однозначности в оценках этой противоречивой исторической фигуры не было и нет. Для одних это – жестокий палач Испанской Республики, диктатор, чье имя находится в одном ряду с именами А. Гитлера и Б. Муссолини. Для других – талантливый государственный деятель, сумевший, пусть и ценой значительных жертв, вывести страну из глубокого исторического тупика.... Левые карикатуристы изображали Франко толстопузым карликом с окровавленным топором в руке. Правые публицисты объявили его спасителем страны и народа. Как в старом анекдоте: "Ты говоришь - ты прав, он говорит - он прав...".

Победа Франко в гражданской войне не просто привела к восстановлению ситуации, существовавшей при монархии, но значительно ухудшила положение национальных и исторических регионов. Период диктатуры Ф. Франко (1939–1975) характеризовался подавлением региональной этнической субнациональной идентичности. Для каудильо все национальные и вообще территориально-автономистские движения были носителями идей антигосударственности и сепаратизма. Они рассматривались им как "главные враги" наряду с "красным материализмом". Франко упразднил автономии Каталонии и Басконии, ликвидировал институты регионального и местного самоуправления, запретил национальные и региональные партии и организации. Административное делопроизводство, судопроизводство, церковная служба, образование, книгоиздательство и т.д. - все должно было отныне вестись только на испанском языке. Революция, осуществленная Народным фронтом, не только смела правовые институты и администрацию, полицию и суд, но и ликвидировала повсюду, за исключением побережья, заселенного басками, церковь как символ злейших сил, реакции.

В годы франкизма, особенно в его первые десятилетия, Каталония в полной мере испробовала на себе весь набор запретительных и репрессивных мер, направленных против тех элементов местного своеобразия, которые трактовались властями как сепаратизм. Огромный ущерб был нанесен развитию каталанского языка, позиции которого в обществе были сильно подорваны государственной монополией кастельяно. Однако «языковое сопротивление каталонцев не прекращалось ни на один день, они пользовались малейшими уступками и послаблениям со стороны авторитарного режима, чтобы вернуть каталанскому языку его былую роль в регионе. Многие годы победы в этой борьбе чередовались с поражениями, пока, наконец, визит только что взошедшего на испанский трон Хуана Карлоса I в Каталонию в феврале 1976 года и его выступление перед местными жителями, часть которого он произнес на каталанском языке, не оказали всем, что произошло резкое изменение политики правящих кругов.

Дальнейшее развитие языковых процессов в регионе связано с такими событиями, как первые после сорокалетнего перерыва свободные парламентские выборы в стране, предоставление Каталонии статуса автономии, повсеместное обсуждение и принятие в 1978 году новой Конституции Испании. В этом документе была узаконена соофициальность кастильского и местных языков Испании в соответствии со статусами тех автономных образований, в среде которых распространены эти языки. В Каталонии официальным языком, наряду с общегосударственным, стал каталанский, сам регион стал именоваться «национальной реальностью в составе испанского государства». Реабилитация каталанского языка оказалось долгой и трудной и породила не только множество конфликтов между автономными и центральными властями, но и сопротивление немалой части местных жителей: они отстаивали свое право постоянно пользоваться, как и прежде, лишь одним кастильским языком и не осваивать чужой для них каталанский. Примечательно, что обсуждение статута вызвало в Испании далеко не однозначную реакцию. По различным опросам примерно половина населения считала, что следует согласиться со стремлением большинства каталонцев самим определять свое будущее, а другая половина воспринимала статут как подрывающий единство Испании. Парадокс: в самой автономной области против статута выступила влиятельная Левореспубликанская партия Каталонии, считающая его …недостаточно радикальным с точки зрения защиты интересов региона.

Второе по счету (а по известности и популярности в нашей стране, безусловно, первое) национальное меньшинство Испании – баски. В годы франкизма на баскский язык обрушились столь же безжалостные репрессии, что и на каталанский, но для него это имело еще более разрушительные последствия, поскольку баскский язык в силу исторических обстоятельств не имел столь прочной базы в обществе, как каталанский, и не был в такой степени разработан, систематизирован и унифицирован. Литературная традиция, на которую он опирался, значительно уступает каталоноязычной.

Существует расхожее представление, что в условиях монополии кастильского языка в общественной жизни и с учетом массовой миграции его носителей в баскские провинции – эускера была оттеснена в сельские районы, в крестьянские слои населения. Однако уже обследования 1970-х годов показали, что, хотя среди крестьян Страны басков значительная часть, даже большинство, действительно говорили по-баскски, но большинство баскоязычного населения составляли горожане. И знаменитое движение за создание школ с преподаванием на баскском языке – так называемые икастол – развернулось с начала 1960-х годов не в сельской местности, а именно в городах.

Учениками первоначально были главным образом баскоязычные дети, что естественно, учитывая характер таких учебных заведений. Но уже вскоре икастолы стали возникать там, где баскского языка не было вовсе или же где он едва теплился. Число кастильскоязычных учеников стало доходить до 90% и даже больше. Бывало и так, что эускеры не знал никто, кроме учителей. В 1969 году при опросе в провинции Гипускоа 70-80 % обосновавшихся здесь мигрантов (из «испано-язычных» областей) высказались за обучение своих детей баскскому языку в школах. И ведь это происходило в условиях «незаконности» эускеры, когда икастолы могли существовать только на частные средства, не просто не получая от официальных кругов никакой помощи, но испытывая с их стороны всевозможные помехи; в лучшем случае их игнорировали, в худшем – преследовали.

Организация школьного обучения баскскому языку стала лишь одной из составляющих широкого движения за возрождение эускеры, которое развернулось в полную силу после 1975 года, и особенно с принятием автономного статуса. Было создано местное баскоязычное телевидение, возникла система культурных учреждений, действовавших на эускере, множились печатные издания, периодика на местном языке, на него переводили официальные документы – и т.д. В этих условиях благоприятная по отношению к баскскому языку позиция тех жителей Страны басков, которые им не владели, укрепилась. Проведенный в их среде опрос показал, что 75% из них хотели бы знать баскский язык, 83% - хотели бы его сохранения и распространения, 90,5% - высказались за двуязычие в обучении, за баскский язык в управлении, делопроизводстве, средствах коммуникации.

Последнее из трех национальных меньшинств Испании – галисийцы. В 1936 году, после общегалисийского референдума, область, подобно Каталонии и Стране басков, получила автономный статус, но не успела им воспользоваться, так как сразу же была оккупирована франкистами, как известно решительными противниками децентрализации и сепаратизма (сам Франко, кстати, - уроженец Галисии).

Лишь в конце 1970-х годов Галисия обрела самоуправление. Это произошло на фоне манифестаций по всему региону и плебисцита, участники которого в подавляющем большинстве проголосовали за автономию для своей малой родины. Празднование «дня галисийской родины», публичное исполнение галисийского гимна и другие проявления местного патриотизма стали тогда привычными атрибутами общественной жизни.

Положение гальего (галисийского языка) в условиях франкизма не отличало его от каталанского и эускеры. Слабая поддержка своего родного языка в местном обществе ощутимо усилилась в 1960-е годы, а с падением франкизма галисийский язык, подобно баскскому и каталанскому, стал активно внедряться в местные средства массовой информации, школьное обучение и делопроизводство.

Франко опирался на национальную идею "испанизма" - отождествления единства испанской нации с ее конфессиональной (католической) общностью. Католическая религия объявлялась сущностью "испанской души". Идея "испанизма" включала в себя целый ряд антидемократических, авторитарных установок, в том числе выражала претензии на патронирование духовной и политической жизни в испано-язычных странах Латинской Америки.

К одному из основных тезисов франкистской пропаганды о том, что Гражданская война стала противостоянием «двух Испаний» следует относиться критически. В значительной мере то был конфликт имущих и неимущих, и лишь во вторую очередь – традиционно настроенной части населения и сторонников зарубежных либеральных и радикальных идей. При всей разнородности составляющих его элементов, при всей фатальности политических ошибок его руководства, именно республиканский лагерь представлял основную часть населения. Не будем забывать, что практически лишенная на первом этапе регулярной сухопутной армии, Республика сумела не только оказать сопротивление, но и вести войну на протяжении более двух с половиной лет – с июля 1936 года по март 1939 года включительно. В отсутствии действительно массовой, подлинно демократической социальной базы это было бы невозможно.

Но, не будучи в полной мере национальным движением, франкизм не был и явлением монолитным. Под лозунгами «крестового похода» действовали самые разные силы – от мусульман-марокканцев до консерваторов и откровенных фашистов. В партийно-политическом плане интересы всех этих разнородных групп выражали Церковь, монархисты (сторонники эмигрировавшего Альфонсо XIII), а также карлисты («традиционалисты») (изначально так назывались сторонники прав на престол сына Карла IV инфанта дона Карлоса Старшего (1788 – 1855) («Карла V ») и его потомков, позиции которых были особенно сильны в Наварре. Последующее сближение с нацистской Германией и фашистской Италией предопределило также рост значения местных сторонников фашистских идей («националистов») – «Испанской фаланги», созданной сыном экс-диктатора Х. А. Примо де Риверой (расстрелян республиканцами в 1936 году).

Поэтому второй основополагающей чертой франкистского режима стало постоянное лавирование между интересами составляющих его элементов. В процессе такового менялся и характер самого режима – от тоталитарно-фашистской диктатуры итальянского типа (1939 год – середина 1940-х годов) до авторитарной системы, каковой франкизм являлся с конца 1950-х годов и до смерти своего основателя (1975 год). При этом, умело тасуя свое окружение, Ф. Франко думал прежде всего об удержании своей собственной власти.

Отсюда – третья характеристика режима, а именно – последовательный прагматизм его основателя, порой граничащий с откровенной беспринципностью.

В этом смысле можно говорить об отсутствии четкой политической доктрины франкизма. В отличие от Гитлера или Муссолини, Ф. Франко не был фанатиком какой-либо идеологии. Муссолини, идеолог корпоративного государства, был равнодушен к церкви и презирал монархию. Гитлер был воинствующий антихристианин и антисемит. С Франко эти вожди сходились только в национализме. Но национализм Франко был "интернационален" - испанцами он считал всех граждан страны без расовых и племенных различий. Идеологической основой режима Франко был католицизм, а политически он собирался восстановить монархию. Фашистские атрибутика, идеология, да и сама «Фаланга» были для него не более чем инструментами власти, пригодными в конкретной ситуации и в конкретных же обстоятельствах. Вопреки надеждам лидеров фалангистов, они никогда не обладали единоличным влиянием на диктатора. С конца же 1950-х годов «Фаланга» (переименованная в 1958 году в «Национальное движение») почти полностью утратила прежнюю роль, а на первый план выдвинулись консервативные католики-технократы из «Опус Деи», гораздо более респектабельные и приемлемые для контактов с западными партнерами.

Неуместен для характеристики Франко миф о «либеральном диктаторе». Репрессии оставались одним из основных элементов управления страной вплоть до самого конца режима. Что же касается их интенсивности, то она изменялась лишь в той мере, в которой это было необходимо для каудильо. Особенно массовыми репрессии являлись в 1940-е – начале 1950-х годов, когда число политзаключенных находилось на уровне не менее 200 000, а на начало 1941 года их было 1 – 2 миллиона (почти каждый 20-й испанец!). И это при том, что смертная казнь превратилась едва ли не в ординарную санкцию: между апрелем 1939 года и июлем 1944 года было расстреляно 196 994 человек, а после войны число казненных достигло почти 50 000 (С. 87 – 89). Более того, Ф. Франко, всячески демонстрировавший свою верность «святой Римской Церкви», приказал вырезать из радиообращения папы Пия XII к испанской нации в 1939 году призыв «проявить добрую волю к побежденным», а аналогичные призывы епископов (даже из числа своих ближайших сторонников) диктатор просто игнорировал.

На этом фоне все широкие жесты по «национальному примирению» нельзя рассматривать иначе как чистый ПИАР. Вот лишь несколько примеров. В 1959 году был открыт знаменитый памятник в Долине Павших (около 70 км от Мадрида). Действительно, наряду с франкистами, там похоронены и республиканцы, но лежат они вне церковной ограды, как самоубийцы, хотя на словах диктатор заявлял о своем желании «похоронить павших католиков из обоих сообществ». Не будем также забывать, что Ф. Франко мыслил монумент вовсе не как памятник национального примирения; он заявлял: «Главная цель сооружения – напомнить о победе над коммунизмом, который стремился к господству над Испанией» (не случайно оно возведено к 30-летию победы «националистов»).

Таким образом, погибшим республиканцам даже после смерти была уготована роль побежденных. Не случайно многие из них были наскоро погребены у обочин дорог, в братских могилах, практически заброшенных во времена франкизма… Духу «национального примирения» противоречат и возведенные режимом памятники, призванные увековечить победу франкистов. Пожалуй, наиболее известным из них является Триумфальная арка в Мадриде на площади Монклоа. (Показательно, что в России большевики не решились на подобную «монументальную пропаганду»: во всяком случае, на территории бывшего СССР ни одного памятника, специально посвященного победе в Гражданской войне 1918 – 1920 годов нет). Наконец, не следует забывать и того, что репрессии по отношению к республиканцам продолжались и после 1959 года. Так, один из лидеров ИКП Х. Гримау, тайно вернувшийся в страну в 1962 году, был вскоре схвачен, повергнут пыткам, а затем – выброшен из окна Главного управления безопасности, дабы инсценировать самоубийство. Но Х. Гримау выжил и, искалеченный, предстал перед трибуналом, приговорившим его к расстрелу, несмотря на голоса протеста, к которым присоединились даже Рим и английская королева.

Лишь в 1965 году бывшие республиканцы были реабилитированы и стали понемногу возвращаться в страну. Но и тогда процесс не принял однозначной направленности: в 1968 году Ф. Франко восстановил действие послевоенного закона «О бандитизме и терроризме», позволявшего судить активных противников режима не гражданскими, а военными судами. Не случайно в 1969 году в своем интервью, данном в Бонне, аббат каталонского монастыря Монсеррат заявил: «Эта страна до сих пор продолжает быть разделенной между побежденными и победителями, хотя пацифистская пропаганда правительства пытается это скрыть». Следствия репрессивной политики диктатора дают о себе знать и до сих пор, по прошествии почти 34 лет после смерти Ф. Франко. По существу, окончательного примирения так и не произошло: даже дети и внуки лиц, связанных родственными узами, но сражавшихся в противостоящих лагерях, как правило, не общаются друг с другом…

В 1975 г., бессменно пробыв у власти 36 лет, генералиссимус Франко умер. На вакантный престол взошёл законный наследник, нынешний король Хуан Карлос.

Испанцы не считают эпоху правления Франко лучшим временем в истории Испании, а его взгляды и методы - достойными. Однако имя генералиссимуса ниоткуда не вычеркнуто.



biofile.ru

Франсиско Франко. Люди — Путеводитель по Испании

После окончания Пехотной Академии в Толедо в 1910 году он провёл два года в тихом испанском гарнизоне в своём родном городе Ферроль, но при первой возможности отправился служить в Марокко.

Франко быстро заработал репутацию хорошего офицера. Он провёл в Марокко около одиннадцати лет, служа вначале в туземных регулярных войсках (Regulares Indígenas), а потом в Испанском иностранном легионе. Принимал участие в сражениях против рифских кабилов, пройдя путь от лейтенанта до генерала. После ранения в 1916 году в возрасте 23 лет он становится самым молодым майором в испанской армии, а в 33-летнем возрасте — самым молодым генералом. В 1926 г. его назначают главнокомандующим пехотной бригадой в Мадриде, а в 1928 году — главой вновь созданной Военной академии в Сарагосе.

Власть

В 1931 году в результате почти бескровной революции пала монархия. Власть перешла к республиканским властям. Франко в это время не вмешивался в политику, заявляя о своей нейтральности. 15 апреля 1931 года Франко выступил перед слушателями Военной академии в Сарагосе и заявил: «Итак, поскольку провозглашена республика и верховная власть находится в руках временного правительства, мы обязаны соблюдать дисциплину и сплотить свои ряды, с тем чтобы сохранить мир и помочь нации двинуться по верному пути».

В течение первых двух лет республики у власти были в основном левые партии, проводившие во многом непопулярные аграрные реформы. Кроме того, были проведены антиклерикальные реформы, ликвидирован конкордат с католической церковью 1851 года, католицизм перестал быть государственной религией, любые выплаты духовному сословию были приостановлены на двухлетний период, орден иезуитов вновь запрещён, широко распространённая система церковного образования расформирована, облегчена процедура развода, многие монастыри были разрушены. Общество стремительно политизировалось и радикализировалось. Забастовки, покушения, сопровождавшиеся бомбометанием, и кровавая смута в деревне, за которой стояла «Иберийская федерация анархистов» (ИФА), выдвигавшая лозунги «свободного коммунизма», привели к смене правительства.

В 1933 году к власти пришли правые партии, остановившие реформы. После «двух красных лет» начались «два чёрных года» республики. В результате в стране начали активно формироваться многочисленные полувоенные организации различных политических оттенков, от анархистов и коммунистов до националистической «Испанской фаланги». В 1934 году в Астурии вспыхнуло шахтёрское восстание, возглавляемое социалистами и анархистами, в подавлении которого принимал участие Франко. После этого генерал стал главнокомандующим в Марокко, но спустя несколько месяцев возвратился в Мадрид, чтобы принять пост главы Большого генерального штаба.

В феврале 1936 года на выборах победили партии Народного Фронта, в который входили социалисты, коммунисты, анархисты и леволиберальные партии. Сторонники победившего Народного фронта освободили политических заключённых из тюрем и конфисковывали земли церквей и монастырей. В течение нескольких последующих месяцев правительство всё более и более левело. Испания к тому времени находилась в очень плохом экономическом положении, из 11 миллионов взрослых испанцев более 8 миллионов находились за чертой бедности, половина нации была неграмотна. Поэтому лозунги левых партий были весьма популярны.

Гражданская война (1936—1939)

18 июля 1936 года началась Гражданская война в Испании. Военные подняли восстание в большинстве крупных городов, но в нескольких, включая Мадрид и Барселону, оно было быстро подавлено. В результате быстрой победы не вышло. Обе стороны начали массовые расстрелы своих политических противников, оказавшихся на «неправильной стороне».

Первоначально лидером восставших/мятежников был не Франко, а генерал Хосе Санхурхо, находившийся в изгнании в Португалии. Но сразу же после начала восстания он погиб в авиакатастрофе, направляясь на территорию, занятую националистами – так называли восставших. 29 сентября 1936 г. состоялись выборы нового вождя среди генералитета восставших, на которых победил Франко — он был молод, энергичен, умён, не имел политических пристрастий. Ему был присвоен чин генералиссимуса и титул вождя (каудильо).

Франко быстро установил связь с нацистской Германией и фашистской Италией. Гитлер и Муссолини, рассчитывая сделать Франко своей марионеткой, начали поставлять ему оружие. В конце 1936 года на стороне националистов стали сражаться немецкий авиационный «Легион Кондора» и итальянский пехотный «Корпус добровольческих сил». Помимо них, на стороне Франко воевали добровольцы из Ирландии, Португалии и из числа русских белоэмигрантов. На стороне же Республики воевали коммунисты, анархисты и социалисты со всего мира.

Испания Франко стала напоминать фашистские страны — были введены нацистский девиз «один вождь, одно государство, один народ» и «римское приветствие» — вскидывание вперед и вверх правой руки с открытой ладонью. Единственной разрешённой партией стала Фаланга.

Начиная с лета 1937 года, националисты стали выигрывать одну битву за другой, ими были заняты Северная Испания, Андалусия, Арагон, Каталония. 1 апреля 1939 года радио Бургоса передало сообщение, распространенное позднее всеми газетами франкистской зоны: «На сегодняшний день армия красных пленена и разоружена, национальные силы овладевают последними военными объектами. Война закончена. Бургос 1 апреля 1939 года — года победы. Генералиссимус Франко».

В преддверии Второй мировой войны Франко предпочитал оставаться нейтральным по отношению к западным странам.

Период Второй мировой войны

Испании удалось сохранять нейтралитет на протяжении Второй мировой войны, за исключением посылки «Голубой дивизии» на Восточный фронт. По словам Франко немецкому послу в Испании Дикхофу, «такая осторожная политика отвечает не только интересам Испании, но и интересам Германии. Нейтральная Испания, поставляющая Германии вольфрам и другие продукты, в настоящее время нужнее Германии, чем вовлеченная в войну».

Формируя «Голубую дивизию», Франко одновременно и помогал Гитлеру и избавлялся от наиболее радикальной части военных. В ходе личной встречи с Гитлером Франко отказался участвовать в плане по захвату Гибралтара, потребовав более выгодных условий соглашения.

После окончания Второй мировой войны франкистский режим не пал, удержавшись на выгодах от начавшейся холодной войны, хотя одно время под влиянием США и СССР и находился в международной изоляции.

Под давлением международного сообщества, особенно усилившегося после самоубийства известного интеллектуала Вальтера Беньямина, которому было отказано выехать через Испанию в США, Франко не только «закрывал глаза» на то, что испанские пограничники за взятки пропускали на территорию Испании евреев, бежавших из оккупированных стран, но и отказывался принять антисемитское законодательство. По этой причине историография современного Израиля относится к нему снисходительно, несмотря на его сотрудничество с Гитлером.

Помимо евреев на территории Испании спасались сбитые над Францией и сумевшие перейти Пиренеи лётчики антигитлеровской коалиции. Режим Франко даже не мешал им за свои деньги фрахтовать суда и отправляться на территории подконтрольные западным союзникам.

Послевоенное время

После начала холодной войны в начале 50-х гг. последовала волна дипломатических признаний Испании. Уже в ходе войны Франко начал ограничивать влияние Фаланги, а после войны партия в основном занималась социальной работой. Называться партия стала Национальным движением. По инициативе Франко был возведён памятник — Долина Павших, посвящённый всем погибшим в гражданскую войну (Valle de los Caídos).

Репрессии против политических противников (к ним относились коммунисты, социалисты, анархисты, республиканцы и сепаратисты из Каталонии и Страны Басков) продолжались вплоть до смерти Франко. Так, за два месяца до своей смерти Франко подписал смертный приговор пяти политическим заключённым-террористам, о помиловании которых просили главы правительств многих стран, включая римского папу Павла VI. 15 европейских государств отозвали своих послов из Испании, а их жители провели многолюдные демонстрации протеста против готовящихся казней. Но, несмотря ни на что, 27 сентября 1975 года осужденные были расстреляны.

С середины 50-х гг. началось «испанское экономическое чудо», выведшее Испанию из состояния одной из беднейших стран Европы на уровень вполне развитой европейской страны. Многие министры-технократы были членами католического светского ордена Opus Dei. В конце 60-х гг. в Испании начались политические реформы, был принят закон о прессе и разрешены забастовки неполитического характера, расширено местное самоуправление, принято несколько конституционных законов, расширивших права граждан.

Мировые державы содействовали сохранению status quo в Испании. Существующий режим устраивал западные державы, хотя бы потому, что с Испании снималась «коммунистическая» угроза, что для Запада было намного страшнее, чем диктаторский режим Франко.

Всё это время (с 1947 года) Испания считалась монархией с вакантным местом короля. Франко принял решение, что королём после его смерти должен стать принц Хуан Карлос, что и произошло в 1975 году. Король Испании Хуан Карлос I завершил процесс превращения страны из авторитарной в демократическую.

В 1973 году Франко ушёл с поста главы правительства, доверив эту должность неофранкистскому адмиралу Луису Карреро Бланко, который был убит в том же году террористами ЭТА. После ухода со своего поста Франко находился на лечении.

Франсиско Франко умер 20 ноября 1975 года в Мадриде. Похоронен в Долине Павших.

spain-ru.touristgems.com

Испания при Франко.

Режим Франко породил политическую пассивность подавляющего большинства испанцев. Правительство и не пыталось вовлекать широкие слои населения в политические организации. Рядовые граждане не проявляли интереса к государственным делам; большинство из них занимались поиском благоприятных возможностей для повышения уровня жизни.

С 1950 в Испании стали вспыхивать нелегальные забастовки, в 1960-х годах они участились. Возник ряд нелегальных профсоюзных комитетов. С решительными антиправительственными требованиями выступили сепаратисты Каталонии и Страны Басков, которые настойчиво добивались автономии. Правда, каталонские сепаратисты проявляли большую сдержанность по сравнению с экстремистки настроенными баскскими националистами из организации Баскское отечество и свобода (ЭТА). Либерализация экономики и экономический рост в 1960-е годы сопровождались некоторыми политическими уступками. В 1966 был принят Органический закон, внесший ряд либеральных поправок к конституции.

Существенную поддержку режиму Франко оказала испанская католическая церковь. В 1953 Франко заключил конкордат с Ватиканом о том, что кандидатуры высших иерархов церкви будут выбираться светской властью. Однако начиная с 1960 руководство церкви стало постепенно отмежевываться от политики режима. В 1975 папа Римский публично осудил казнь нескольких баскских националистов.

В 1960-е годы Испания стала налаживать тесные связи со странами Западной Европы. Уже в начале 1970-х годов Испанию ежегодно посещало до 27 миллионов туристов, главным образом из Северной Америки и Западной Европы, в то время как сотни тысяч испанцев уезжали на заработки в другие европейские страны. Однако государства Бенилюкса выступали против участия Испании в военных и экономических союзах западноевропейских стран. Первая просьба Испании о приеме в ЕЭС была отклонена в 1964. Пока Франко оставался у власти, правительства демократических стран Западной Европы не желали устанавливать с Испанией более тесных контактов.

В последние годы жизни Франко ослабил контроль над государственными делами. В июне 1973 он уступил пост премьер-министра, который занимал в течение 34 лет, адмиралу Луису Карреро Бланко. В декабре Карреро Бланко был убит баскскими террористами, и его заменил Карлос Ариас Наварро, первый гражданский премьер-министр после 1939. В ноябре 1975 Франко умер. Еще в 1969 Франко объявил своим преемником принца Хуана Карлоса из династии Бурбонов, внука короля Альфонса XIII, который возглавил государство как король Хуан Карлос I.

Переходный период и правление социалистов.Смерть Франко ускорила процесс либерализации, начавшийся еще при его жизни. К июню 1976 кортесы разрешили политические митинги и легализовали демократические политические партии. В июле премьер-министр страны Ариас, последовательный консерватор, был вынужден уступить свое кресло Адольфо Суаресу Гонсалесу. В 1978 году новая конституция была одобрена испанским народом.

В 1982 была предотвращена еще одна попытка военного путча. Перед лицом опасности со стороны правых избиратели на выборах 1982 отдали предпочтение ИСРП во главе с Фелипе Гонсалесом Маркесом. Эта партия получила большинство мест в обеих палатах парламента. Впервые с 1930-х годов к власти в Испании пришло правительство социалистов. СДЦ потерпел столь сильное поражение, что после выборов объявил о самороспуске. Фелипе Гонсалес остается на посту премьер-министра до 1996 года. В 1982 году Испания вступает в НАТО, а в 1984 году становится членом ЕС. Важным событием в жизни страны становятся Олимпийские игры, которые принимала Барселона. Мадрид объявлен культурной столицей Европы-92.

Испания в 1990-е годы и в начале 21 века.Экономический спад, ставший очевидным в 1992, усугубился в 1993, когда сильно возросла безработица, и сократилось производство. Оздоровление экономики, начавшееся в 1994, уже не могло вернуть социалистам былой авторитет. Как на выборах в июне 1994 в Европейский парламент, так и на региональных и местных выборах в мае 1995 ИСРП заняла второе место после НП.

После 1993 для создания жизнеспособной коалиции в кортесах ИСРП воспользовалась поддержкой партии Конвергенция и Союз (КИС), которую возглавлял премьер-министр Каталонии Хорди Пухоль, использовавший эту политическую связь для дальнейшего борьбы за автономию Каталонии. В октябре 1995 каталонцы отказались поддерживать правительство социалистов, подвергавшееся резкой критике, и вынудили его провести новые выборы.

Хосе Мария Аснар придал новый динамичный имидж консервативной НП, что помогло ей одержать победу на выборах в марте 1996. Однако, чтобы сформировать правительство, НП была вынуждена обратиться к Пухолю и его партии, а также к партиям Страны Басков и Канарских Островов. Новое правительство предоставило дополнительные полномочия региональным органам власти; кроме того, в распоряжение этих органов стала поступать вдвое большая доля подоходного налога (30% вместо 15%).

Приоритетной задачей в процессе подготовки национальной экономики к введению единой европейской валюты правительство Аснара считало уменьшение дефицита бюджета за счет строжайшей экономии государственных расходов и приватизации государственных предприятий. НП прибегла к таким непопулярным мерам, как сокращение фонда и замораживание заработной платы, уменьшение фондов социального обеспечения и дотаций. Поэтому в конце 1996 она вновь уступила позиции ИСРП.

В июне 1997, после 23 лет пребывания на посту руководителя ИСРП, Фелипе Гонсалес объявил о своей отставке. На этом посту его сменил Хоакин Альмуниа, который ранее возглавлял партийную фракцию социалистов в парламенте. Тем временем отношения между правительством Аснара и основными региональными партиями осложнились. Правительство столкнулось с новой кампанией террора, развязанной баскскими сепаратистами из ЭТА против высших государственных и муниципальных чиновников.

За 1990-е гг. правительством было сделано: проведена школьная реформа («Закон божий» признали не обязательным для школьной программы), введение ускоренной процедуры судебных разбирательств, повышение на 25% расходов на научные изыскания, содействие региональному развитию, создание 36 тыс. рабочих мест в полиции с целью повышения безопасности. Пробуксовывала реформа финансирования автономий (перераспределение финансовых дотаций из центра).

11 марта 2004 в Мадриде прогремели взрывы. 191 человек погиб и 1247 получили ранения. Этот теракт был организован и осуществлен террористами «Аль-Каиды». Взрывы произошли за три дня до парламентских выборов и стали ответом террористов на участие испанских военных в военной операции в Ираке. Испанцы возложили вину за теракты на премьер-министра Хосе Марию Аснара. Он проиграл выборы 14 марта 2004, а его преемник Хосе Луис Родригес Сапатеро вывел испанские войска из Ирака. Кроме того, первый раз в истории Испании пост первого вицепрезидента правительства Испании заняла женщина, Мария Тереса Фернандес де ла Вега.

Во время своих полномочий Сапатеро и Мария Тереса Фернандес де Ла Вега провели радикальные политико-социальные реформы, были внесены серьезные изменения в законодательство Испании, такие как разрешение однополых браков или закон об эффективном равноправии между женщинами и мужчинами. 28 апреля 2005 года Парламент Испании ратифицировал конституцию ЕС. Большие проблемы у правительства возникли из-за т.н. плана Ибарретче – предусматривавшего изменение статута страны Басков о его автономии. План предусматривал наделении страны Басков статусом «свободно присоединившегося к Испании государства». За него проголосовали депутаты-баски. Но 90% депутатов отказались его принять. Испанский парламент его не принял. Не поддержала план и ЭТА, заявив, что это компромисс с властями, не решающий главную проблему – право на самоопределение басков и создание независимого государства.

Похожей болевой точкой стали и отношения с Каталонией.

2008. 9 марта Испанская Социалистическая Рабочая партия вновь победила на национальных выборах в Испании, завоевав 169 мест в парламенте (на 5 больше чем на выборах 2004 г.) Ближайший конкурент Социалистической партии PP, Народная Партия, El Partido Popular, заняла 154 парламентских кресла.

Выборы 2008 г. укрепили двухпартийную систему в Испании. В первом полугодии 2010 г. Испания была председателем Евросоюза, что привело к многообещающим для России перспективам, нацеленным на увеличение потока туристов и инвестиций в Испанию из России. Об этих перспективах неоднократно заявляло и заявляет Посольство Испании в РФ. Правительству социалистов пришлось столкнуться с той же проблемой – отношения центр и автономии.

20 ноября 2011 года оппозиционная правоцентристская Народная партия (НП) победила по итогам прошедших досрочных парламентских выборов в Испании и набрала абсолютное большинство, что позволяет ей проводить самостоятельную политику и не входить в союз с другими партиями.

По результатам обработки 100% избирательных бюллетеней, НП набрала 44,62% голосов (10,8 млн избирателей). Таким образом, НП достается 186 кресел в 350-местном Конгрессе депутатов (нижней палате парламента страны). У правящей Испанской социалистической рабочей партии (ИСРП) - 28,73% голосов (6,9 млн избирателей) и 110 депутатских мест. Конвергенция и союз Каталонии получила 16 депутатских мест (4,17%, 1,01 млн избирателей). Коалиция "Объединенные левые" - 11 депутатских мест (6,92%, 1,6 млн избирателей). Не участвовавшая в прошлых выборах коалиция леворадикальных баскских националистов Амайюр - семь депутатских мест (1,37%, 333 тысячи избирателей). В голосовании приняли участие 24,5 млн человек - 71,69% избирателей.

В своей первой официальной речи после победы на выборах Рахой заявил, что не надо ждать "чудес от правительства", и призвал испанцев объединиться для решения непростых экономических проблем. Безработица, дефицит бюджета, госдолг и экономическая стагнация - вот мои основные враги, которые поставили Испанию в критическое положение. Сейчас для страны наступил решающий период, и наши действия определят будущее на ближайшие десятилетия. Это будет непросто, но я уверен, что если мы будем помогать друг другу, то Испания справится с кризисом и станет передовой европейской державой, - сказал Рахой.

Экономика Испании классифицируется как смешанная капиталистическая экономика. По объему ВВП Испания занимает 13-ое место в мире, а доход на душу населения примерно соответствует аналогичному показателю в Германии и Франции. Однако, после почти 15 лет экономического роста, темпы роста ВВП Испании начали замедляться в конце 2007 года, а во втором квартале 2008 года экономика страны вошла в период рецессии. В 2009 году ВВП Испании сократился на 3,7%, а в 2010 году - еще на 0,2% в 2010 году. Таким образом, Испания стала последней крупной промышленно-развитой страной, преодолевшей мировой финансовый кризис 2008-2009 годов.

Прекращение экономического роста в Испании повлекло за собой существенное снижение объемов строительства на фоне переизбытка жилья и уменьшения потребительских расходов, в то время как экспорт фактически стал расти. Усилия правительства, направленные на стабилизацию экономического положения в Испании посредством стимулирующих государственных расходов, расширенных пособий по безработице и поручительств по кредитам, не предотвратили резкого повышения уровня безработицы, который вырос с приблизительно 8% в От 2007 году до 20% в 2010 году.

Бюджетный дефицит увеличился с 3,8 % ВВП в 2008 году до 9,2 % ВВП в 2010 году и более чем в три раза превысил предел, установленный для стран Еврозоны. Большой бюджетный дефицит Испании и плохие перспективы экономического роста сделали страну уязвимой в финансовой плане, даже несмотря на усилия правительства по сокращению расходов, приватизацию в ряде отраслей промышленности и повышение конкурентоспособности путем проведения реформы рынка труда.

Высокая зависимость испанских банков от строительного сектора и рынка недвижимости свидетельствует о долгосрочном риске для финансового сектора. Правительство наблюдало за реструктуризацией сектора сберегательных банков в 2010 году и обеспечило участие в капитале различных финансовых учреждений приблизительно на $15 миллиардов. Инвесторы заинтересованы в том, чтобы правительство поддержало наиболее проблемные банки. Банк Испании, однако, стремится повысить доверие к финансовому сектору, оказывая давление на банки, чтобы те раскрыли данные о потерях и объединились в более сильные группы.

В октябре 2010 года агентство Standard and Poor's сократило долгосрочный кредитный рейтинг Испании на одну ступень, до "AA-" с "AA" с негативным прогнозом. В Европе вновь выросли опасения относительно способности ЕС удержать распространения кризиса суверенного долга. Аналитики сходятся во мнении, что огромные дыры в бюджете будут только увеличивать уровень долга, а связанное вместе с ними сокращение расходов может и вовсе усугубить кризис. Тем не менее, часть экономистов все же уверены, что испанскому правительству удастся уменьшить дефицит бюджета. Залогом уверенности являются шаги предпринимаемые властями по увеличению доходной части бюджета.

В частности испанским правительством уже приняты решения о введении налога на корпорации и временном восстановлении налога на роскошь, который был отменен в 2008 году. Однако и здесь существует высокая вероятность того, что центральное правительство будет не в силах покрыть перерасход бюджетных средств на других уровнях власти, что имело место в 2010 году, когда региональные власти и органы социальной защиты не достигли поставленных целей.По мнению большинства аналитиков, дефицит бюджета Испании в 2011 году составит более 6% ВВП, а еще вероятней дефицит будет в районе 8% ВВП.

Тем временем, на фоне экономических проблем на досрочных выборах в Испании убедительную победу одержала Правоцентристская Народная партия. Она получит, по предварительным данным, абсолютное большинство в парламенте — 186 мест из 350. По мнению политологов, на смену социалистам, которые завели Испанию в кризис, пришла крепкая оппозиционная партия, а не популисты или радикалы. Новое правительство, сформированное по результатам выборов, будет искать варианты снижения дефицита уже в 2012 году.

На сегодняшний день власти Испании официально подтвердили вступление экономики страны в период спада. Экономика Испании «рухнула» во время кризиса 2008 года, и лишь в начале 2010 года возобновила свой рост. В текущем году власти Испании прогнозируют спад экономики до 1,7% ВВП. Выход из рецессии ожидается в 2013 году.

Вслед за Грецией, Ирландией и Португалией, Испания оказалась в эпицентре долгового кризиса зоны евро. Чтобы избежать дефолта и обращения к внешней помощи, испанское правительство проводит политику жесткой экономии расходов и резкого сокращения дефицита бюджета. В 2011 году этот дефицит составил 8,5% ВВП вместо обещанных 6%.

Всемирно известная испанская бизнес-школа ESADE опубликовала доклад, в котором содержатся сведения о количестве разорившихся предприятий мелкого и среднего бизнеса. С 2008 года, когда Испания оказалась в непростой экономической ситуации, до нынешнего момента число разорившихся предприятий составило 177 336. Экономический кризис в Испании разорил больше всего предприятий, занимающихся строительным бизнесом (36,8 %), следом идет рынок недвижимости (23%), третье место делят промышленный сектор и сфера услуг(15%). Сильнее всего пострадали предприятия Валенсии, Мурсии , Канарских островов, Кастилии - Ла Манча и Андалусии. Лучше всего справились с кризисом области, лежащие в северной части страны: Наварра, Страна Басков, Астурия и Галисия (7%).

 

Похожие статьи:

poznayka.org

франкизм и его основные черты. Эволюция режима Франциско Франко в 1950-1970е гг. — МегаЛекции

Франкизм — система и идеологическое обоснование диктатуры Франсиско Франко, правившего в Испании с 1939 по 1975 годы. Идеология носит гораздо менее тоталитарный характер, нежели итальянский фашизм и немецкий национал-социализм. Характеризовалась наличием реакционных движений (Фаланга), большим влиянием католической церкви. С течением времени «жёсткость» режима ослабла. Форма правления и франкистская система имели ярко выраженный персоналистский характер, то есть в большей степени определялась личностью диктатора, нежели какой-то определённой идеологией. Не отличавшийся харизматичностью Франко сумел удержать в своих руках неограниченную власть до самой своей смерти в 1975 году. Во время его правления в Испании не было кодифицированной конституции, действовало лишь ограниченное количество изданных им основных законов, имевших статус конституционных. На все значимые должности в государстве, вплоть до уровня провинций, Франко назначал людей, с которыми его связывали личные доверительные отношения. Те учреждения, которым он передавал властные полномочия или которые он не мог игнорировать, например, государственную партию «Национальное движение», католическую церковь, и военных он постоянно настраивал друг против друга. По мнению франкистской элиты, франкизм получил свою легитимацию победой в Гражданской войне, которая рассматривалась не просто как победа своего мировоззрения, но и как защита испанской и европейской цивилизации и культуры. Поскольку католицизм считался составной частью испанской культуры, церковь тесно сотрудничала с государством в рамках так называемого национал-католицизма.В 50-е—60-е годы авторитарный режим сумел расширить свою социальную базу. К традиционным сторонникам франкизма — земельной аристократии, промышленной олигархии, высшим армейским, чиновничьим и клерикальным кругам — присоединилась «новая» буржуазия, сумевшая обогатиться за счет правительственных субсидий, государственных заказов и элементарных спекулятивных сделок. Новые возможности для роста личного благосостояния открывала для себя средняя городская и сельская буржуазия.

Экономический бум 60-х и первой половины 70-х годов в стране укрепил позиции «новой» испанской буржуазии, но одновременно усилил ее недовольство экономической политикой режима. Предприимчивая часть испанской буржуазии жаждала реформ. В этих условиях конфликт между государственным авторитаризмом и динамичной рыночной экономикой принял острые формы. Франкизм пытался выйти из создавшейся ситуации путем либеральных новаций в социальной области и включения в систему государственного управления технократов из религиозно-политической организации «Опус деи» («Божье дело»)

Произведенные в 1957 г. перестановки в кабинете министров свидетельствовали о том, что Ф. Франко сделал ставку на технократическую олигархию, ядром которой являлись представители «Опус деи» во главе с Л. Лопесом Родо. Правительство технократов пользовалось поддержкой ближайшего сподвижника Ф. Франко адмирала Л. Карреро Бланко, игравшего все более заметную роль в политической жизни страны. Новый кабинет взял курс на модернизацию страны при сохранении принципов, на которых базировался правящий режим.

Кроме реформирования экономики, обновленческая деятельность технократических правительств в период с 1957 по 1965 г. проявилась и в других направлениях: определенной модернизации самого режима, повышении эффективности центрального госаппарата и административных структур провинциального и муниципального уровней. В 1967 г. Ф. Франко «под давлением» Л. Карреро Бланко и министров-технократов согласился с принятием Органического закона о государстве. В соответствии с законом было произведено разделение постов главы государства и главы правительства, проведена частичная реформа Кортесов, определены возможности для создания политических ассоциаций, правда, при условии, что они разделяют основные принципы национального движения, т.е. франкизма. С 22 июля 1969 г., по предложению Ф. Франко, в случае его кончины преемником главы государства объявлялся принц Хуан Карлос Бурбон (нынешний король Испании Хуан Карлос I3), который на следующий день принес присягу на верность Ф. Франко и отечеству.

В 1969 г. был сформирован новый кабинет министров, ключевой фигурой которого стал адмирал Л. Карреро Бланко. Несмотря на успехи в экономической сфере, в целом правительство Л. Карреро Бланко придерживалось консервативного курса, что проявилось в ограничении политических преобразований. Реформаторские силы в новом кабинете получили название апертуристы.

 

45. Португалия: сущность салазаризма. Послевоенное развитие Португалии и "Революция гвоздик" 1974 г.

Политический режим Салазара, официально именовавшийся «новым государством», после Второй мировой войны сохранил свои консервативные, авторитарно-фашистские черты. Он стал самой продолжительной диктатурой в Европе1. По конституции (1933) Португалия называлась «унитарной корпоративной республикой». Законодательная, исполнительная и юридическая власть находились в руках правительства во главе с Салазаром. Из-за преследований режима все политические партии, кроме коммунистической, находившейся на нелегальном положении, прекратили свое существование. Базовой экономической моделью вплоть до середины 60-х гг. оставалась автаркия. Солидные колониальные владения (2,1 млн кв. км с населением свыше 15 млн человек), особенно Ангола, Мозамбик, Гвинея-Бисау, Острова Зеленого Мыса, Сан-Томе и Принсипи, а также китайская территория Аомынь (Макао) продолжали приносить Португалии устойчивые доходы. До 1/3 золотовалютных резервов Центрального банка страны поступало из колоний. Идея сохранения колониальной империи была твердым органическим компонентом официальной идеологии режима, а практическая реализация этой идеи состояла в решимости удержать колониальные территории под португальским господством любой ценой. Когда в Анголе (1961), Гвинее-Бисау, Островах Зеленого Мыса (1963), Мозамбике (1964) вспыхнула антиколониальная вооруженная борьба национально-патриотических сил, Португалия развязала против них колониальную войну. Война поглощала примерно половину госбюджета и отвлекала четверть мужского населения, все больше подрывая экономику страны и обостряя социально-политическую ситуацию. Для стабилизации экономики правительство Салазара, сознательно нарушая принципы автаркии, прибегало к помощи иностранных инвесторов. В 60-е гг. частный сектор получил инвестиций в 10 раз больше, чем за весь предыдущий послевоенный период. Зарубежные капиталовложения укрепляли местный монополистический сектор, разорительная конкуренция которого сильно ущемляла многочисленную мелкую буржуазию и подталкивала ее к оппозиционной борьбе. Помимо мелкой буржуазии, в ряды оппозиции входили рабочие, студенты, либеральная интеллигенция.

Салазар (1889—1970) находился у власти почти 40 лет, сначала в качестве министра финансов с чрезвычайными полномочиями (1928 — 1932), затем с 1932 по 1968 г. был премьер-министром.

В первой половине 60-х гг. произошел невиданный в истории «нового государства» натиск оппозиционных сил против режима Массовые демонстрации рабочих, забастовки батраков южных аграрных областей, протест студентов, выступление военных, антиколониальные манифестации 1961 — 1963 гг. начинали угрожать стабильности государства. Угроза усилилась в связи с созданием в декабре 1963 г. широкого Патриотического фронта национального освобождения, в который вошли представители различных политических партий левого, правого и центристского направлений (коммунисты, социалисты, республиканцы, левые католики, конституционные монархисты). В следующем году был сформирован руководящий орган фронта — Центральная патриотическая хунта. Правительство ответило террором, достигшим апогея в 1963—1964 гг. Репрессиям подверглись не только леворадикальные организации, но и все инакомыслящие, в том числе интеллигенция (разгром союза писателей) и представители религиозных сект.

В сентябре 1968 г. у 79-летнего Салазара произошло кровоизлияние в мозг. Салазар никого никогда не объявлял своим официальным наследником, поэтому Государственный совет 17 сентября 1968 г. назначил премьер-министром политического деятеля, правоведа Марселу Каэтану (1906—1980). Главной целью деятельности М. Каэтану было сохранение основных устоев диктаторского режима, предусматривалась лишь незначительная «либерализация»: «марселизм» должен был остаться по сути «салазаризмом».

Либерализация правительства Каэтану сводилась к незначительным уступкам и реформам сверху. Одиозные фигуры салазаровского режима были уволены, «новое государство» переименовано в «социальное», цензура стала называться предварительной проверкой, новый премьер посетил африканские колонии, появилась регулярная телевизионная передача «Семейные беседы Каэтану»-Наиболее значительной мерой стало разрешение создавать свободные профсоюзы рабочих и служащих.

Весной 1973 г. прошел конгресс демократической оппозиции, сформулировавший альтернативную фашизму политическую платформу: восстановление демократических свобод, ограничение всевластия монополий, прекращение колониальных войн, деколонизация. Все более сложными становились отношения между режимом и католической церковью, но наиболее значительные процессы происходили в армии.

Революция гвоздик — бескровный военный переворот левого толка 25 апреля 1974 в Лиссабоне, Португалия, осуществлённый подпольной армейской организацией«Движение капитанов». Он привёл к свержению режима Нового государства и установлению военного переходного правления. В 1976, после активной борьбы вокруг выбора пути дальнейшего развития Португалии, военные провели выборы и передали власть политическим партиям, установив либерально-демократический режим, ограниченный положениями конституции о строительстве в стране социализма.

megalektsii.ru

Почему фашистский режим Франко продержался столь долго, не встретив при этом политической и экономической изоляции со стороны стран Европы?

Вряд ли можно говорить о том, что международной изоляции Испании после окончания Второй мировой войны не было совсем. Однако совместная линия курса на неприятие франкистского режима странами антигитлеровской коалиции так и не была прочерчена. Поступившее на Потсдамской конференции предложение Сталина разорвать дипломатические отношения с Мадридом не было поддержано ни Черчиллем, ни Трумэном. Британский премьер заявил, что считает разрыв с испанским правительством неудовлетворительным способом решения вопроса, высказав мнение о том, что чрезмерный нажим на Испанию спровоцирует рост националистических настроений в стране, приведет к сплочению испанцев вокруг Франко как национального лидера и упрочению его власти. Американский президент, в свою очередь, подчеркнул, что изменение политического режима в Испании является внутренним делом испанского народа, а Соединенные Штаты не намерены участвовать в новой испанской гражданской войне.

Мудрый Черчилль был абсолютно прав. Любые попытки извне форсировать перемены в Испании преподносились каудильо и его средствами массовой информации как проявление вмешательства во внутренние дела страны, что вызывало бурную реакцию всегда отличавшихся повышенным чувством национальной гордости испанцев. Многотысячные демонстрации, отчасти, правда, организованные "сверху", проходили под лозунгами "Богатый или бедный – не забудь, что ты испанец".

Так или иначе, Сталин решил не ослаблять усилий по развязыванию международной кампании против Франко. 12 декабря 1946 года с подачи польского представителя в Совете Безопасности ООН Генеральная ассамблея приняла резолюцию, в которой прямо рекомендовала странам – членам ООН немедленно отозвать из Мадрида своих послов и лишить правительство Франко права вхождения в международные учреждения, созданные Организацией или связанные с ней. Следуя духу резолюции, администрация Трумэна приняла решение о нераспространении на Испанию "плана Маршалла". Франция закрыла границу с Испанией. Кредитование страны крупными державами, не прекращавшееся даже на протяжении войны, было остановлено.

Тем временем экономические трудности военного периода не только никуда не делись, они, скорее, возымели тенденцию к обострению. Политика хозяйственной автаркии, или как бы выразились сейчас мы, "импортозамещения", проводимая с начала войны и поддерживаемая влиятельными экономическими кланами, оказалась неспособной в полной мере обеспечить население продовольствием и промышленными товарами. Сокращение экспорта и истощение золотовалютных резервов, высокая инфляция и безработица, дефицит и карточная система, черный рынок и спекуляция, многочисленные бюрократические барьеры предпринимательству и другие "прелести" жесткого государственного регулирования экономики вели к недовольству в обществе. Будучи сторонником автаркии, Франко, тем не менее, понимал, что гарантией стабильности, а следовательно и укрепления его власти, может стать только улучшение экономического положения. В дальнейшем генералиссимус предпримет шаги к либерализации экономической модели режима. Уже в июле 1951 года сформированное каудильо новое правительство выдвинет в качестве важнейших задач повышение жизненного уровня населения, модернизацию производства, реформирование экономики. Вскоре будет постепенно отменена практика обязательной обработки пахотных земель и принудительной продажи сельхозпродукции по фиксированным ценам. В 1952 году Испания отменит продуктовые карточки.

Справедливости ради стоит сказать, что в 1946–1947 гг. режим Франко устоял, скорее всего, благодаря тому, что полная изоляция франкистской Испании так и не удалась. Часть латиноамериканских государств сохранила торговые контакты с бывшей метрополией и свои представительства в Мадриде. Льготные кредиты аргентинского правительства, приобретенные в Аргентине на выгодных условиях консервы и зерно позволили избежать резкого обострения ситуации с продовольствием и помогли населению страны пережить самые кризисные годы. Голод не достиг того предела, чтобы спровоцировать социальный взрыв. Большинство испанцев, возмущенных последствиями ударившей по простому народу экономической блокады (читай: санкций), лишь теснее сплотилось вокруг каудильо.

Критики франкистского режима, помимо выделения множества его негативных и отвратительных черт, особо указывали на отсутствие прямого волеизъявления нации и, следовательно, нелегитимность правления Франко. Ответом каудильо был блестящий политический ход. Весной 1947 года генералиссимус обнародовал закон о наследовании главы государства. Согласно документу, Испания должна была снова стать монархией, а каудильо предстояло выбрать себе наследника и впоследствии в любой момент передать тому власть. Главное – закон не был выпущен в качестве декрета, а был вынесен на всенародный референдум. Испанцам, по сути, предлагалось выразить свое отношение к правлению Франко, вопрос монархии здесь был, скорее, второстепенным. Явка на референдуме составила порядка 89% из имевших право голоса граждан. Серьезных нарушений демократической процедуры наблюдателям, в том числе и иностранным, выявить не удалось. За проект закона высказались 93%, то есть более 14 млн. человек. Испанцы проголосовали за стабильность.

А завтра была холодная война, и отношение к Испании стран Запада, в первую очередь Соединенных Штатов, изменилось. Из трех возможных плацдармов для переброски войск на европейский континент в случае развязывания Советами войны американцы выбрали Иберийский полуостров. Пиренеи изолировали Испанию от остальной Европы, затрудняя быстрый прорыв противника. Скандинавские горы и Альпы рассматривались как менее предпочтительные варианты, первые – из-за сложных географических и климатических условий Норвегии, нейтралитета Швеции и себе на уме Финляндии, вторые – по причине нестабильности политической обстановки и позиций коммунистов в Италии. Оставалась Испания Франко, и с ним нужно было договариваться. Что, кстати, всегда было не так просто – это мог бы подтвердить Гитлер.

Генеральная ассамблея ООН отказалась от обоснования необходимости экономических санкций в отношении Испании уже осенью 1947 года – против выступили США и Великобритания. В 1950 году Соединенные Штаты проголосовали за отмену упомянутой выше резолюции 1946 года, а в 1953 году заключили с Франко Мадридский пакт, позволявший в обмен на экономическую помощь разместить четыре военные базы на испанской территории. Получившая внушительную сумму в виде льготных кредитов страна встала на путь экономического подъема. Пакт явился сигналом крупному бизнесу о том, что Франко останется в своем кресле, а следовательно, в Испанию можно вкладывать. Иностранные инвестиции потекли в страну, даже несмотря на законодательные ограничения.

Примерно так Франсиско Франко и не стал в один ряд со множеством латиноамериканских каудильо, политическое влияние и социальная поддержка которых начинали таять на глазах буквально на следующий день после прихода к власти. В результате пакта позиции генералиссимуса еще более укрепились. В 1955 году Испания стала полноправным членом ООН, и надо отметить, что это была уже другая, нежели в 1939 году, Испания. Недюжинные способности Франко в деле государственного управления, а в особенности его поразительная политическая гибкость и дальновидность позволили ему успешно осуществить превращение своего режима из "чрезвычайного" в стабильно функционирующий, направленный на модернизацию страны. В 1959 году франкистский режим выступил с комплексом экономических реформ, названным "стабилизационным планом". Государство уменьшило свое влияние на экономику, ввело свободу обращения капиталов и свободу передвижения для населения, успешно пропагандировало экономическую инициативу. Через пятнадцать лет, еще при жизни Франко, Испания вошла в десятку крупнейших индустриальных стран мира.

Сегодня большинство исследователей и добрая половина простых испанцев осуждают франкистский режим, памятуя о том, что вплоть до своего ухода в мир иной диктатор подписывал смертные приговоры своим политическим противникам. Вместе с тем, говоря о Франсиско Франко, нельзя не привести фразу Уинстона Черчилля, сказанную им о каудильо и его политике на протяжении войны еще в 1944 году, но, пожалуй, относящуюся ко всему периоду правления этого своеобразного человека. Фразу, которая, возможно, могла бы стать самым простым и кратким ответом на ваш вопрос: "Он думал только об Испании и испанских интересах".

thequestion.ru


Смотрите также