Гибралтарский пролив - "последняя точка Земли". Гибралтарский пролив отделяет испанию от


Глубина и минимальная ширина Гибралтарского пролива

Гибралтарский пролив - маленький, но необычайно важный для мирового судоходства. Он всегда был и остается важным стратегическим объектом. Минимальная ширина Гибралтарского пролива - всего 14 километров. Однако он довольно глубокий, что лишь способствует навигации.

В этой статье речь пойдет о проливе, его истории, а также об островах, расположенных в нем.

Любой пролив, как известно, что-то связывает, одновременно разделяя. Значение Гибралтара очень сложно переоценить, так как он разделяет две части света: Африку и Европу. Пограничными странами в данном случае выступают Испания и Марокко.

А что соединяет Гибралтарский пролив? Он связывает два важных водных объекта: Атлантический океан и Средиземное море.

А каковы его основные параметры? Длина Гибралтарского пролива составляет 65 километров. Несмотря на незначительные размеры, показатели глубины Гибралтара довольно высокие. Так, средняя глубина Гибралтарского пролива - около 340 метров, а наибольшая - свыше километра (1180 метров, если быть точнее).

Важное стратегическое значение пролива подтверждается тем фактом, что на его берегах расположено сразу четыре порта: три из них - испанские, а один - марокканский. Кроме того, здесь же находится и важная военно-морская база Гибралтар - владения Великобритании.

В проливе ученые зафиксировали одну интересную особенность. Дело в том, что течения в нем направлены в противоположные стороны: поверхностные - из океана к Средиземному морю, а глубинные, наоборот, из моря - в Атлантику.

Как он возник?

По поводу возникновения пролива Гибралтара существует две версии. Первая (более научная) настаивает на том, что Средиземное море - это не что иное, как остатки древнего, единого и огромного океана Тетис, который планомерно сокращался под действием движения литосферных плит. Таким образом образовался и Гибралтар, который остался маленьким звеном, связующим остатки Тетиса с Атлантикой.

Существует и другая (более "простая" и менее вероятная) гипотеза, которая объясняет возникновение Гибралтара тем, что воды Атлантического океана просто "протаранили" себе этот пролив и таким образом сформировали Средиземное море (затопили его). Произошло это, по мнению некоторых ученых, около пяти миллионов лет назад.

Минимальная ширина Гибралтарского пролива

Несмотря на то, что пролив не очень широкий, через него ежедневно проходит огромное количество суден. Какая же минимальная ширина Гибралтарского пролива? В ответе на этот вопрос есть некоторые проблемы. Дело в том, что одни источники (преимущественно, старые) указывают цифру в 12 километров, а другие (и их большинство) - 14 километров. Поэтому, пожалуй, стоит считать, что минимальная ширина Гибралтарского пролива, всё же, составляет 14 км.

Что касается наибольшей ширины, то здесь почти все источники сходятся на значении в 44 километра.

Гибралтарский пролив в культуре, литературе и кино

В древние времена Гибралтар был окутан множеством разнообразных мифов и легенд. Так, в частности, первые мореплаватели были убеждены, что пролив - это не что иное, как ворота между двумя мирами: населенном людьми (Ойкумена) и неизведанным, полным тайн и загадок.

В те времена, к слову, пролив носил экзотическое название "Геркулесовы Столбы". С чем был связан этот топоним? Дело в том, что пролив с обеих сторон окружали высокие обрывистые скалы. Поэтому первые люди и дали ему такое интересное название. Само же слово Гибралтар происходит от арабского "Джебель Тарика". Пролив был назван так в честь Тарика Ибн Зияда - арабского завоевателя, захватившего в свое время Пиренеи.

Гибралтар часто упоминается и в современной культуре. Так, о нем писал фантаст Пол Андерсон в 1975 году (книга под названием "Gibraltar Falls"). Пролив находится в центре внимания и в фильме-боевике "Das Boot" 1981 года. По сюжету киноленты, экипажу немецкой подводной лодки необходимо преодолеть Гибралтарский пролив, который надежно охраняется англичанами.

Остров Перехиль

В Гибралтарском проливе находятся два небольших острова, о которых просто нельзя не упомянуть - это Перехиль и Тариф.

Перехиль ("петрушка" в переводе и испанского языка) - это крохотный остров в Гибралтарском проливе, площадь которого - всего 150 квадратных метров. Однако этот маленький клочок земли имеет весьма бурную историю. Кто только не претендовал завладеть им за всю историю острова: Испания, Британия, Франция, Марокко, и даже США. Статус острова, кстати, не ясен до сих пор: на сегодняшний день это спорная территория между двумя странами: Марокко и Испанией.

На данный момент на острове Перехиль нет постоянного населения. Однако все обеспокоены тем, что он может использоваться для незаконной деятельности. В частности, есть опасения, что остров служит перевалочной базой для нелегальных мигрантов и контрабанды. И занимается этим якобы марокканская мафия.

Остров Тариф

Еще один интересный остров находится в Гибралтарском проливе. Прежде всего он интересен своим названием.

Тариф - это небольшой скалистый остров, который расположен напротив одноименного испанского городка в Андалусии. Остров не имеет своего постоянного населения, а его площадь составляет всего 300 квадратных метров.

Как гласит история, раньше все судна, проходящие через Гибралтарский пролив, миновали этот скалистый остров. И находчивые арабы, которые им владели, взимали со всех кораблей определенную плату. Причем её размер зависел от объема, а также качества перевозимого груза. Вот так и появилось знакомое всем слово "тариф". Мало кто сегодня знает, что этот термин произошел именно от названия острова в Гибралтарском проливе, на котором "хозяйничали" предприимчивые арабы.

Заключение

Гибралтар - это важнейший пролив не только для европейского региона, но и для всего мира. Ведь он обеспечивает морскую связь Атлантики и Средиземноморья. С этим проливом связано очень много разных легенд. Ведь в древности его воспринимали как некую черту, за которой начинается новый и неизведанный мир - чужой, но такой заманчивый!

fb.ru

Гибралтарский пролив

Гибралтарский пролив. Левее — Испания, правее — Марокко.

Гибралтарский пролив (исп. Estrecho de Gibraltar, англ. the Strait of Gibraltar) — международный пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном. Длина 65 км, ширина 14—44 км, глубина на фарватере до 338 м (наибольшая глубина 1181 м). (Истинная длина 59 км).

В Гибралтарском проливе на разной глубине течение направлено в противоположные стороны. В поверхностном течении, направленном в Средиземное море, поступает в среднем за год 55 198 кмі атлантической воды (средняя температура 17 °C, солёность выше 36 ‰). В глубинном, направленном в Атлантический океан, течении уходит 51886 кмі средиземноморской воды (средняя температура 13,5 °C, солёность 38 ‰). Разница в 3312 кмі обусловлена в основном испарением с поверхности Средиземного моря. По берегам Гибралтарского пролива расположены обрывистые скальные массивы, которые в древности назывались Геркулесовыми столбами — Гибралтарская скала на севере и Муса на юге.

Благодаря своему удобному географическому положению Гибралтарский пролив имеет большое экономическое и стратегическое значение, находится под контролем английской крепости и военно-морской базы Гибралтар. В районе пролива расположены испанские порты Сеута, Ла-Линеа, Альхесирас, а также марокканский Танжер.

Многие годы Испания и Марокко совместно изучали вопрос создания под проливом железнодорожного и/или автомобильного туннеля, аналогичного тому, который соединяет Францию и Великобританию под проливом Ла-Манш. В 2003 была начата новая программа исследований, рассчитанная на три года.

Группа американских и британских строителей, со своей стороны, рассматривала возможность построения моста через пролив. Такой мост должен был стать самым высоким (свыше 900 метров) и самым длинным (15 км) из существующих в мире. Фантаст Артур Кларк описал такой мост в своём романе «Фонтаны Рая» (The Fountains of Paradise, 1979).

Режим Гибралтарского пролива

Гибралтарский пролив является важнейшим путем сообщения средиземноморских держав с Атлантическим океаном. Значение этого пролива еще более возросло после сооружения в 1869 году Суэцкого канала, когда через пролив протянулись не только средиземноморские пути сообщения, но и пути в Восточную Африку, Индию, Китай и на Дальний Восток.

Пролив удобен для плавания. Длина его около 90 км, ширина от 14,2 до 45 км, глубина от 366 до 1180 м. Исключительно большое экономическое и стратегическое значение пролива предопределило на протяжении многих столетий борьбу между Англией, Испанией и Францией за господство и контроль над ним. Только в 1704 году в результате длительной войны за испанское наследство Англии удалось захватить очень удобный в стратегическом отношении полуостров Гибралтар площадью в 5 кв. км, на котором затем были построены военно-морская база и крепость.

Гибралтар — это массивная скала высотой до 429 м. Длина скалы 4,5 км, ширина до 1,4 км. Значительная часть крепостных сооружений высечена внутри скалы и хорошо защищена как с воздуха, так и с моря. Длительное время Гибралтар являлся одним из важнейших опорных пунктов английского морского могущества.

С появлением в Средиземном море 6-го американского флота прежнее морское могущество Англии в этом районе фактически утрачено. Как колония Великобритании Гибралтар управляется британским губернатором, являющимся одновременно командующим вооруженными силами колонии.

Режим пролива с 1904 по 1907 годы регулировался двусторонним «Соглашением о Марокко» между Англией и Францией, к которому в 1907 году присоединилась Испания. Соглашение предусматривало, что пролив является открытым для беспрепятственного плавания кораблей и судов всех стран.

В 1907 году Англия, Франция и Испания заключили новое соглашение, которым объявлялась демилитаризация Гибралтарского пролива и подтверждалась неограниченная свобода плавания кораблей и судов всех стран. Этот принцип был одобрен большинством государств, и пролив всеми государствами рассматривался как часть открытого моря.

В настоящее время через пролив могут проходить любые суда и военные корабли без каких-либо ограничений. Даже в самом узком месте пролив полностью не перекрывается территориальными водами Испании и Марокко. Как известно, Испания имеет 6-мильные территориальные воды. Однако согласно существующим международным правилам она не имеет права распространять их за срединную линию пролива.

Ширина территориальных вод Марокко - 3 мили. Поэтому в самой узкой части к югу от срединной линии пролива между территориальными водами Испании и Марокко пролегает полоса открытого моря шириной от 1,2 до 2,5 мили, не перекрываемая территориальными водами прибрежных государств.

Исходя из принципов современного международного права о свободе мореплавания в открытом море, закрепленных в Женевских конвенциях 1958 года, претензию любого государства на господствующее положение в проливе следует рассматривать как грубое нарушение международного права, поскольку пролив соединяет огромные открытые водные бассейны, имеет исключительно большое экономическое значение как важнейшая транспортная артерия и является частью открытого моря. В интересах всего человечества Гибралтарский пролив должен быть всегда свободен для плавания кораблей и судов всех наций.

В последние годы Испания настаивает на возвращении ей Гибралтара, захваченного Англией 260 лет тому назад. В октябре 1964 года спор между Испанией и Англией рассматривался в ООН в специальном Комитете 24-х. На заседании Комитета представитель СССР выступил с предложением ликвидировать военную базу НАТО в Гибралтаре и превратить его в демилитаризованную зону.

studfiles.net

Гибралтарский пролив. Взгляд на Африку из Европы

Малага – относительно небольшой и компактный город, на осмотр которого в принципе достаточно одного дня. В моём же случае поездка вмещала в себя практически три полных дня, поэтому целесообразно было не ограничиваться лишь Малагой, но и поездить по окрестностям. В Андалусии много интересных мест – и Гранада со своим знаменитым дворцово-парковым ансамблем Альгамбра (одним из наиболее ярких дошедших до нас памятников маврского периода), и столица области Севилья, и расположенный на обрыве ущелья городок Ронда, и ряд других городов. На юге Испании своя культура, своя атмосфера, которая очень сильно отличается и от Каталонии, и от Кастилии, где мне доводилось бывать до этого. Тем не менее, я решил съездить из Малаги не в один из других древних городов Андалусии, а совершить более необычную и интересную вылазку – мне давно хотелось посмотреть Гибралтарский пролив, узкую горловину, соединяющую Средиземное море (а, следовательно, и много других морей с ним связанных) с бескрайней Атлантикой; место, где Европа на расстоянии буквально вытянутой руки встречается с Африкой.

Наиболее классическим вариантом было бы съездить из Малаги в город Гибралтар – заморскую британскую территорию, с начала XVIII века занимающую огромную 400-метровую скалу в самой видной и стратегически важной точке Гибралтарского пролива. Впрочем, тут есть один нюанс: Гибралтар – это территория Великобритании, и для посещения его российским туристам нужна либо специальная Гибралтарская виза, либо виза Великобритании сроком действия более 12-месяцев. Моя британская виза закончилась в октябре, да и то она была шестимесячной, то есть в любом случае не подходила для Гибралтара, а заниматься новыми визовыми формальностями ради нескольких спонтанных часов в городе я естественно не стал. На въезде в Гибралтар есть погранконтроль – для обладателей европейских паспортов он, естественно, формальный; я читал в интернете, что и некоторым россиянам, сделав уверенное каменное лицо, удавалось туда проехать без местной визы (на въезде в Гибралтар местные погранцы тормозят для проверки примерно одну машину из четырех). Будучи законопослушным человеком, я для себя такой вариант даже не рассматривал – зато придумал другой интересный маршрут: на противоположном берегу того же самого залива, на котором стоит Гибралтар, находится крупный испанский городок Альхесирос – промышленный центр и крупный порт, откуда отправляются паромы в Марокко. Альхесирос даже ближе, чем Гибралтар находится к самой узкой части Гибралтарского пролива, и туда каждые полчаса бегают автобусы из Малаги. Что ж – едем в Альхесирос. Пришел на Малагский автовокзал, взял билет, два часа пути (от Альхесироса до Малаги чуть более 100 километров) – и мы на берегу Гибралтарского пролива.

Надо сказать, посмотреть на Африку из Европы мне удалось не с первого раза. Едва мы прибыли в Альхесирос, как зарядил такой ливень, что о каких бы то ни было прогулках помышлять не приходилось.

1. На улице вода стеной – хорошо, что подвернулся удачный кабак, где можно было посидеть, обсохнуть и отведать равиоли с каким-то местным пивом.

2. Я заранее прикинул по карте, куда нужно идти, чтобы оказаться в самом узком месте Гибралтарского пролива, с которого как на ладони видна Африка. Это от центра Альхесироса километров пять по проселочной дороге. Дождь чуть-чуть приутих – что ж, можно выйти из кабака и продолжить прогулку. По пути нашлось красивое местечко, откуда открывались отличные виды на бухту, побережье Альхесироса и расположенный на высокой скале на другой стороне залива британский город Гибралтар.

3. Скала Гибралтара после дождя окутана большим белесым облаком.

4. Вдоль берега выстроилась «первая линия» домишек.

5. А в другую сторону уже видна Африка! Дальний берег – это Марокко. Судно на фото заворачивает направо и направляется в Гибралтарский пролив. Именно на ту проходящую вдоль берега дорогу, которую видно на фото, нам и надо держать путь. Погода скверная – вот-вот снова зарядит дождь, но не сидеть же на месте, когда Африка буквально манит из-за мыса: надо рискнуть, да и разнообразить поездку какой-нибудь немного экстремальной вылазкой интересно. :)

6. Что ж – сказано сделано: до того места навскидку минут сорок ходьбы. Примерно выбираем кратчайший путь – и вперед вдоль берега! :)

7. Несколько пасмурный пляжный пейзаж с пальмами. :)

8. Путеводители по Испании пишут, что на побережье Андалусии солнце светит в среднем более 310 дней в году. Надо признать, что мне выпала редкостная удача – я оказался в этом месте в один из редких оставшихся 55-ти. :) Не прошло и трети пути, как с неба одна за другой начали падать крупные капли, и вскоре дождь снова зарядил что было сил – причем в этот раз окончательно и бесповоротно. :)

9. Кабака в этот раз поблизости не было – я оказался застигнутым ливнем посреди проселочной дороги: деваться некуда, промокнуть насквозь всё равно уже судьба, поэтому продолжаем путь: только вперед, и ни шагу назад. :)

10. Еще полчаса пути по дороге под проливным дождем – и мы на берегу Гибралтарского пролива в самом узком его месте. Вот и маяк – страж этих мест.

11. Впрочем, если в 310 солнечных дней года отсюда открываются фантастические панорамы морских просторов и высоких гор Марокко на противоположном берегу, то в оставшиеся 55 дней – вот такая картина: кругом вода - сверху, снизу, сбоку, вперед, назад, где-то в пелене дождя видны суда, идущие в Гибралтарский пролив, но почти тут же закрываемые дождевой завесой.

12. Впрочем, надо сказать, и в таких залитых дождем пейзажах есть своя прелесть, какая-то своя изюминка :)

13. Но это я сейчас так пишу, когда рассматриваю фотографии на экране компьютера. А тогда ощущения были совсем иные – вода была буквально везде, от макушки и до кончиков носков и в иных потаённых местах организма. А как дивно хлюпало в кроссовках! И лишь фотоаппарат чувствовал себя сухо и относительно комфортно в чехле – оказываясь в гуще дождевой вакханалии лишь в те моменты, когда я доставал его чтобы сделать очередной снимок: вот, например, этой полузаброшенной рыбацкой деревушки.

14. Еще сорок минут под холодным проливным дождем – и мы снова в Альхесиросе. На пару минут дождь притих – и снова где-то вдали показались скалы Африки и огни города Сеута – расположенного по ту сторону Гибралтарского пролива довольно крупного порта Марокко. Африка поманила десять минут, и снова скрылась в пелене проливного дождя.

15.

Два часа в холодном автобусе в промокшей одежде, и наконец, долгожданная гостиница Малаги. Быстрее отжимать одежду – и потом на час в спасительную горячую ванну. Да, первая попытка посмотреть на Африку из Европы оказалась весьма специфической – не могу сказать, чтобы совсем неудачной, но и повторять такой пятичасовой ледяной душ мне бы в будущем тоже не очень хотелось. Хотя и говорят, что для организма закалка полезна. Тем не менее, мне хотелось постоять на берегу Гибралтарского пролива несколько по-другому, поэтому на следующий день я снова сел в автобус и поехал в Альхесирос - в надежде на то, что в этот раз всё-таки будет один из обещанных 310-ти солнечных дней Андалусии. :)

16. И снова знакомая дорога, извилистым серпантином вьющаяся вдоль берега, и вновь на том берегу бухточки возвышается могучая скала Гибралтара, и вновь десятки судов на глади воды. Но на этот раз всё срослось – голубое небо, солнце и ни намека на вчерашнюю непогоду! Ура! Идем смотреть Африку и Гибралтарский пролив! :)

17. На берегу до наших дней сохранилось множество старых фортификаций. Неудивительно - район Гибралтарского пролива издавна является одним из стратегических мест Европы.

18.

19.

20. Выходим на берег Гибралтарского пролива в самом узком месте. До Африки здесь – всего около 20 километров. Фантастически смотрится маяк на фоне туманных гор Марокко!

21.

22.

23. Движение судов в Гибралтарском проливе очень оживленное. Много тут и паромов, связывающих Европу с Африкой – паромы курсируют из Гибралтара, Альхесироса, Кадиса через пролив в Танджер и другие города Марокко на африканском берегу.

24. Между Европой и Африкой – фото на память.

25.

26. На небольшом пятачке на скалистом берегу дежурила группа энтузиастов с огромными фотоаппаратами – они снимают птиц, парящих над Гибралтарским проливом.

27.

28. Европа, Африка вдали и небольшая испанская деревушка на переднем плане.

29. Горы Африки и морской балкер, на широких просторах кажущийся крошечной лодкой. Африка тут совсем близко – добивает местная сотовая связь, и МТС радостно приветствует тебя в Марокко. :)

30. Еще некоторые панорамы Гибралтарского пролива и окрестностей.

31.

32.

33.

34. А нам пора назад, в Альхесирос – по извилистой дороге вдоль берега. Вчера здесь была стена дождя, а сейчас пять или шесть километров до города пройти исключительно приятно! :)

35. Маяк на берегу, далекий берег Марокко и скоростной паром, направляющийся в Альхесирос из Танджера.

36. Сегодня величественная скала британского Гибралтара предстает перед нами во всей красе!

37.

38. Какая фантастически прозрачная бирюзовая вода!

39.

40.

41.

42. На морских просторах куда ни глянь – десятки судов. Гибралтарский пролив – одна из самых оживленных морских дорог в мире!

43.

44. Продолжаем путь вдоль берега назад в Альхесирос. Сегодня отличная погода, можно никуда не торопиться. Кроме того, подобная прогулка – отличный способ подзагореть! :)

45.

46.

47. Сегодня песчаные пляжи Гибралтарского побережья выглядят действительно по-летнему. Надо будет сюда еще обязательно вернуться! :)

48. На сочных лугах вальяжно пасутся коровы…

49.

50. К морю течет сонная речушка.

51. Всё цветёт, всё распускается… Весна! :)

52. Лошадка на берегу словно специально позирует фотографу. :)

53. На этом и закончилась поездка – вернувшись в Малагу, я поехал в аэропорт, один из терминалов которого носит имя Пабло Пикассо. Тихий, спокойный терминал – ни намека на характерную для многих аэропортов суету и спешку.

Всё удалось – и Малагу посмотреть, и на Гибралтар съездить. Очень не хотелось уезжать – так тут тепло, хорошо, уютно, спокойно как-то. Как приятно дышать свежим весенним воздухом! Я специально до самого борта гулял на воздухе, чтобы надышаться на пару месяцев вперед. Впереди пять часов пути, и утреннее Шереметьево 25 марта встретит вынырнувший из облаков самолёт пургой, морозом и метелью. Но осталось подождать совсем немного: придёт время, и долгожданная весна придёт и в наши края! :)

<<< Прогулки по Малаге

uritsk.livejournal.com

Гибралтарский пролив Википедия

Гибралта́рский проли́в (исп. Estrecho de Gibraltar, англ. the Strait of Gibraltar, араб. مضيق جبل طارق‎, лат. Fretum Gaditanum) — международный пролив между южной оконечностью Пиренейского полуострова и северо-западным побережьем Африки, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном.

Длина 65 км, ширина 14—44 км, глубина на фарватере до 338 м (наибольшая глубина 1181 м)[1].

В Гибралтарском проливе на разной глубине течения направлены в противоположные стороны. Поверхностное течение в среднем приносит из Атлантики в Средиземное море 55 198 км³ воды за год (при средней температуре в 17 °C и солёности выше 36 ‰). Глубинное течение приносит в Атлантический океан 51 886 км³ (при средней температуре в 13,5 °C и солёности в 38 ‰). Разница в 3312 км³ обусловлена по большей части испарением с поверхности Средиземного моря[1].

По берегам Гибралтарского пролива расположены обрывистые скальные массивы, которые в древности назывались Геркулесовыми столбами — Гибралтарская скала на севере и Джебель-Муса на юге.

Гибралтарский пролив имеет большое стратегическое и экономическое значение[1]. В районе пролива расположены испанские порты Сеута, Ла-Линеа, Альхесирас, марокканский Танжер и британская крепость и военно-морская база Гибралтар[2].

Название

Вид на Гибралтарский пролив из космоса

Слово «Гибралтар» является испанизированным вариантом арабского словосочетания «Джебель Тарик» (араб. جبل طارق‎), означающего «гора Тарика». Название было дано в честь арабского полководца Тарика ибн Зияда, который возглавлял арабское вторжение на Пиренейский полуостров[3].

История образования

По одной из гипотез, 5 млн лет назад воды Атлантического океана пробили Гибралтарский пролив и затопили Средиземноморье[4][5]. По другой теории, более распространённой, Средиземное море является остатком древнего океана Тетис, который постепенно сокращался ввиду движения литосферных плит[6][7][8]: это подтверждается областями горной складчатости и современным направлением движения литосферных плит: Африканская литосферная плита (весь континент Африка и прилегающие области под океанами) движется на север-северо-восток со скоростью 1,9 см/год[9].

Гибралтарский пролив является частью «Гибралтарской Дуги», состоящей.из горной системы Баетик на юге Пиренеев, Гибралтарского пролива и северной части Марокко. Университет Гранады в 2017 году создал модель движения каменных блоков (300х150км), которые суммарно повернулись на 53 градуса по часовой стрелке со скоростью 6 градусов в 1 млн лет. Таким образом, «Гибралтарская Дуга» начала образовываться около 9 млн лет назад.[10]

Проекты мостов, тоннелей, плотин через Гибралтарский пролив

Проект «Атлантропа»

В 1920-х годах немецкий архитектор Герман Зёргель предлагал перегородить Гибралтарский пролив гидроэлектрической дамбой, а второй дамбой поменьше — перекрыть Дарданеллы. Был также вариант, где вторая дамба соединяла Сицилию с Африкой. В результате уровень воды в Средиземном море понизился бы приблизительно на 100 метров. Таким образом предполагалось не только получать электроэнергию в изобилии, но и подавать опреснённую морскую воду в Сахару, чтобы она стала пригодна для сельского хозяйства. Европа и Африка стали бы одним континентом — Атлантропой, а вместо Средиземного моря появилось бы искусственное море — Сахарское.

Тоннель

Многие годы Испания и Марокко совместно изучали вопрос создания под проливом железнодорожного и/или автомобильного туннеля, аналогичного тому, который соединяет Францию и Великобританию под проливом Ла-Манш. В 2003 была начата новая программа исследований, рассчитанная на три года.

Мост

Группа американских и британских строителей, со своей стороны, рассматривала[когда?] возможность построения моста через пролив. Такой мост мог бы стать на тот момент самым высоким (свыше 900 метров) и самым длинным (15 км) из существующих в мире. Фантаст Артур Кларк описал такой мост в своём романе «Фонтаны Рая».

Гибралтарский пролив в культуре

В фильме «Лодка» («Das Boot», 1981 г.) экипажу U-96 командование Кригсмарине приказывает пройти через пролив, чтобы проникнуть в Средиземное море и прибыть в Ла-Специю в Италии. Пролив имел очень мощную противолодочную оборону, англичане прекрасно понимали всю его важность, данную самой природой. По сюжету лодка была обнаружена противником, получила прямое попадание авиабомбы и после экстренного погружения провалилась на дно пролива (на глубину 280 м), превысив расчётную глубину погружения. Корпус выдержал огромное давление, после ремонта на дне моря лодка всплыла и смогла вернуться на базу.

В книге американского писателя-фантаста Пола Андерсона «Гибралтарский водопад» (Gibraltar Falls, 1975) из цикла «Патруль времени» действие происходит во времена формирования Средиземного моря.

Примечания

wikiredia.ru

Гибралтарский пролив и его история

Говоря о Средиземном море, нельзя пропустить и его ворота в Атлантику. Я имею в виду Гибралтарский пролив.

Если, огибая Пиренейский полуостров, двигаться сначала вдоль испанского, а затем португальского берега, примерно до 37 градусов северной широты, а потом повернуть на восток, то судно скоро окажется перед воротами Средиземноморья — Гибралтарским проливом.

Глубокая сбросовая впадина разделяет здесь Евразию с Африкой. Расстояние между двумя континентами всего километров двадцать, а в наиболее узком месте с капитанского мостика можно разглядеть оба берега.

В старой лоции Гибралтарского пролива и Средиземного моря, составленной гидрографом английского флота Джоном Парди, переведенной лейтенантом И. Шестаковым и издан-

Просмотрите хорошую и замечательную статью : Лето Красноярского края

Ной у нас в городе Николаеве в 1846 году, написано: «Громадная скала Гибралтарская, в 1400 фут вышиною, встает внезапно из бездны вод и гордо возвышается над Испаниею и Африкою… Укрепления и просторные галереи, высеченные в известковой скале, поражают удивлением. Место, по мнению самых искусных стратегиков, решительно неприступно».

В древности народы, жившие по берегам Средиземного моря, называли скалы у Гибралтарского пролива (согласно римским мифам) Геркулесовыми столбами и считали краем света, за пределы которого мореплавателям выходить нельзя, потому что там их ждет неминуемая гибель. Древние греки и римляне хорошо знали знаменитую скалу и называли ее Кальпе. А вот важность ее стратегического значения первыми оценили арабы примерно в VIII веке, когда вторглись из Африки в Испанию. Они основали на ее крутых склонах крепость, которую назвали по имени своего полководца Тарика ибн Сеида Джебель-ат-Тарик (то есть «горой Тарика»), Со временем это название исказилось и превратилось в Гибралтар…

В 1309 году кастильские войска осадили крепость. В то время на Пиренейском полуострове шла Реконкиста. Народы, с давних пор населяющие эти земли, захваченные арабами и берберами (последних местное население называло маврами), поднялись на борьбу за освобождение, захватили крепость и по приказу короля превратили ее в тюрьму — поселили там преступников.

Несколько раз Гибралтар переходил из рук в руки. Такое упорство понятно. Крепость стояла в самом узле морских дорог.

В 1704 году во время войны за испанское наследство англо-голландская эскадра захватила Гибралтар. Отбить крепость испанцам не удалось, и девять лет спустя по Утрехтскому мирному договору Гибралтар окончательно был закреплен за англичанами, став опорной базой Великобритании.

Мы мало знаем о Гибралтаре, поэтому я решил поместить примечание, повествующее об этом интересном регионе и его жителях.

Гибралтар с 1713 года был самоуправляющейся британской колонией, владением Великобритании. По окончании войны за испанское наследство по Утрехтскому мирному договору 1713 г. Испания «уступила» полуостров Великобритании.

23 мая 1967 года королева Елизавета II пожаловала Гибралтару конституцию, самоуправление во всех вопросах, кроме внутренней и внешней безопасности и внешней политики.

В 1973 году Гибралтар вместе с Великобританией присоединился к ЕС, получив особый статус. А в 2006 году Британия и Испания подписали Кордобское соглашение, чем и закончились все споры относительно принадлежности региона. На полуострове проживает постоянно около 30 тысяч человек, большинство являются потомками выходцев с Британских островов, Испании, Италии, Мальты, Португалии, стран Британского Содружества и Магриба. Сами себя они называют «льянитос» («жители долин»). Кроме того, на полуострове проживает около 10—15 тысяч человек, граждан других государств. Часть из них имеют двойное гражданство. Главное занятие жителей — обслуживание туристов и бизнес. Гибралтар является офшорной зоной.

Для туризма полуостров, конечно, очень интересен. Но проехать по нему непросто. Дороги хотя и находятся в хорошем состоянии, но они чрезвычайно узки, так что далеко не везде два встречных автомобиля могут разъехаться. Кроме того в заповедной зоне множество пешеходных туристов и обезьян. И если туристы идут по обочинам дорог, то обезьяны вольно бегают, не признавая никаких ограничений, не только по территории всего полуострова, но и по горным дорогам и по городским окраинам.

Значение Гибралтара еще увеличилось, когда был построен Суэцкий канал. Через Гибралтарский пролив и Средиземное море, а затем через Суэцкий канал стал проходить кратчайший водный путь из Атлантики в Индийский океан. Это обстоятельство получило не только коммерческое значение, но и военное.

В Первой и во Второй мировых войнах Гибралтар являлся английской военной базой. Казалось бы, даже маленькой рыбке не прошмыгнуть, чтобы ее не обнаружили акустики. И тем не менее фашистские подводные лодки запросто хозяйничали по обе стороны Геркулесовых столбов. Как это могло быть?

Еще в XIX веке русский адмирал С. О. Макаров обнаружил, что из-за жаркого климата с поверхности Средиземного моря испаряется очень много воды. А рек в море впадает мало. И уровень Средиземного моря постоянно оказывается ниже уровня Атлантического океана. Естественно, что воды из Атлантики непрерывным потоком идут через Гибралтарский пролив, создавая довольно мощное течение.

Но еще удивительнее оказалось то, что на глубине, под этим течением, существует противотечение, которое идет из моря в океан.

Этими течениями весьма ловко пользовались командиры фашистских подводных лодок. У входа в пролив в Атлантическом океане они ночью погружались на малую глубину и выключали двигатели. Течение бесшумно переносило их в

Море мимо ничего не подозревающих английских акустиков. Точно так же действовали подводные рейдеры и при выходе из моря в океан. Только погружались они глубже и использовали не течение, а противотечение.

preimikus.ru

Гибралтарский пролив - "последняя точка Земли" :: SYL.ru

Общая информация

Гибралтарский пролив был известен еще древним мореплавателям, которые считали его географическим краем света, своеобразной границей между окружающим и неизведанным мирами. Многие считали, что споткнувшись в этих местах, можно свалиться за край Земли. Гибралтарский пролив, породивший множество легенд и мифов, соединяет Атлантику со Средиземноморьем, в то же время разъединяя Африку и Европу. Находясь у южной оконечности Пиренеев, он на самом узком своем отрезке составляет всего четырнадцать километров, так что в этом месте можно одновременно видеть берега двух континентов. Берега его в основном скалистые: со стороны Европы это монолитные известняковые скалы, а с африканской - гора Джебель-Муса, расположенная в Марокко. Древними эти возвышенности назывались «последними точками земли», а сам пролив Гибралтар ассоциировался с проездом между скалами. Финикийцы называлы это место «Столпами Мелькарта», по имени своего бога мореплавания, римляне же – «Столпами Геркулеса». Согласно греческим легендам, Гибралтарский пролив по краям венчали два колоссальных столпа-колонны, обозначающие переход в неизведанный мир.

Океанография

В этом месте, так же как и в Босфоре, всегда очень сильное течение, объясняемое тем, что уровень Средиземноморья намного ниже Атлантики. Поэтому основную массу воды оно получает именно из океана через Гибралтарский пролив, который, как своеобразный порог, препятствует проникновению в море холодных глубинных вод, образуя такое явление, как гомотермия. Ситуацию усложняют и сильные ветра, которые не редкость в этих местах. За все время своего существования Гибралтарский пролив около одиннадцати раз самопроизвольно закрывался и открывался. К примеру, шесть миллионов лет тому назад его закрытие в результате движения литосферных плит привело к повышению солености в Средиземноморье, образов слой эвапоритов толщиной в 2 километра. И только его открытие спустя 0,7 миллионов лет несколько «оживило» это море.

Британский Гибралтар

До 13-го века территории вокруг пролива со стороны Европы были в руках арабов. С ними же и связано его современное название «Джибралтар», постепенно переросшее в уже привычное нам «Гибралтар». Именно так называются и пролив, и крепость, построенная на берегу. Сегодня город позиционируется как английский. Здесь находится военная база средиземноморских войск НАТО. Столица же скального государства - город Гибралтар – является смешением двух разных культур: испанской и мавританской. Этот типичный средиземноморский порт с постройками в викторианском и георгианском стиле является офшорной зоной. Сами местные жители себя называют «спэнглишами». О британском присутствии в этом месте напоминают не только название улиц, но и обилие пабов, а также английская униформа полицейских и наименование валюты – гибралтарского фунта. Российским гражданам виза в Гибралтар выдается в английском посольстве или консульских отделах.

Марокканский Гибралтар

На другом берегу от британского Гибралтара находится территория Марокко с его самым значимым поселением – городом Танжером, у которого не менее интересная история, чем у его соседа по ту сторону пролива. Вначале это была территория, управляемая одновременно Францией, Англией и Испанией, но после Второй мировой ее французская часть перешла к испанцам. Однако после окончания войны арабские местные жители постепенно начали выражать недовольство присутствием чужеземцев, и в итоге Танжер в 1956-ом аннексировали марокканцы. Сегодня это достаточно крупный портовый город, который Гибралтарский пролив соединяет с Европой. Он по-прежнему остается европеизированным, поскольку в нем проживают немцы, англичане, испанцы, итальянцы, французы. Есть даже небольшая русская община.

www.syl.ru


Смотрите также