Музей Гуггенхайма в Бильбао: величайшая постройка современности. Испания бильбао музей гуггенхайма


Музей Гуггенхайма в Бильбао – описание, стиль, история, фото

Испанский филиал известного музея Соломона Гуггенхайма в Бильбао (анг. Guggenheim Museum) является одним из центров современного искусства. Здание музея современного искусства Гуггенхайма построено в стиле деконструктивизма и является уникальным творением современной архитектуры. Внешний вид здания будоражит воображение и является экспонатом наряду с хранящимися в нем творениями современных художников и скульпторов.

Первый музей современного искусства Соломона Гуггенхайма открылся в Нью-Йорке в США в середине XX века. Музей Гуггентхайма в Бильбао открылся относительно недавно, в 1997 году. Место его постройки выбрано неспроста, ведь именно Испания очень популярна среди туристов, и поэтому большое количество людей могут посетить этот необычный музей. Над проектом здания работал известный американско-канадский архитектор Фрэнк Оуэн Гери, стоявший у истоков архитектурного деконструктивизма.

В музее Гуггенхайма в Бильбао вы не найдете ничего похожего на то, что выставляют в Лувре, Эрмитаже и других подобных музеях. Музей Гуггенхайма в Бильбао – это необычное место, пропитанное таинственной атмосферой современности.

Здание музея Гуггенхайма выполнено в уникальном стиле, оно покрыто титановыми пластинами и выполнено из стекла и песчаника. Издалека оно похоже на космический корабль, который в лучах солнца играет необычными цветами радуги.

Экспонаты музея современного искусства Гуггенхайма в Бильбао.

Вокруг музея Гуггенхайма в Бильбао расположились необычные скульптуры, это экспонаты под открытым небом. У входа находится «цветочный пес» Джеффа Кунса и гигантский паук Луизы Буржуа.

Кроме того, на территории музея Гуггенхайма есть еще несколько сюрпризов. В безветренную погоду гости музея могут стать очевидцами впечатляющего зрелища. Здание музея начинает окутывать туман, и оно еще больше становится похожим на космический корабль, «плывущий» в облаке над рекой Нервьон. Все дело в нескольких тысячах специальных установок, которые спрятаны по периметру здания. Это проект Фуджику Накайа, созданный специально для музея Бильбао. Нигде в мире вы не увидите ничего похожего.

В темное время суток начинают работать огненные фонтаны Ива Кляйна, которые удивляют запоздавших посетителей музея Гуггенхайма в Бильбао. Днем рядом с ним запускают обычные фонтаны, их струи бьют, казалось бы, прямо из земли, их движение непредсказуемое и хаотичное, что в сопровождении с необычной музыкой, раздающейся внутри и снаружи музея, создает космическую атмосферу. Эти фонтаны являются отдельной арт-инсталляцией и, по сути, тоже являются экспонатами.

График работы музея современного искусства Соломона Гуггенхайма в Бильбао.

Основной период туристического сезона выпадает на лето. Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма в Бильбао открыт для посетителей с 1 июля по 31 августа, с 10 утра и до 8 вечера. В другое время года музей работает так же, кроме понедельника, это выходной день. Стоимость входа – 11 евро, для детей вход бесплатный.

Каждый год в музей Гуггенхайма в Испанию приезжают миллионы туристов со всего мира, чтобы посмотреть на невероятное здание музея и выставки, представленные в нем. Экспонаты музея – это, в основном, модернизм и постмодернизм. Кроме того, здесь имеются экспонаты, представляющие абсолютно каждое художественное направление XX века. По большей части это инсталляции, электронные панно, а также картины и скульптуры.

Здесь регулярно открываются самые разнообразные выставки не только творцов с мировым именем, но иногда и начинающих деятелей искусства.

На первый взгляд может показаться, что нет никакой системы в расстановке экспонатов в музее, однако, это не так. Здание музея Гуггенхайма в Бильбао поделено на несколько зон, в каждой из которых расположились отдельные направления современного искусства – абстракционизм, кубизм, сюрреализм и футуризм.

Наибольшей популярностью пользуется композиция в центральном зале, автором которой является Ричард Сер. Эта работа поражает своими масштабами, вес одной скульптурной группы превышает 3 тонны!

По большей части в музее представлены инсталляции современных авторов. Но, помимо этого, музей Гуггенхайма в Бильбао может похвастаться работами известных авторов, таких как Ричард Лонг, Йозеф Бойс, Пикассо, Дали и Кандинский.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями:

chudesnyemesta.ru

Музей Гуггенхайма в Бильбао - Красоты старушки Европы

Современная испанская архитектура – уникальное явление в мировой культуре. Удивительные футуристические строения здесь мирно соседствуют с классическими зданиями прошлых столетий, создавая неповторимый эффект слияния прошлого и будущего.Именно таким предстает перед своими гостями тихий, и до недавних пор ничем особенно не примечательный город Бильбао. Известность к нему пришла в конце 90-х, когда в сердце города, на берегу реки Нервьон, был построен один из самых удивительных музеев Старого света – знаменитый Музей Гуггенхайма, полностью посвященный современному искусству. С этих самых пор Бильбао стал своеобразной Меккой для прогрессивных и дерзких художников со всего мира. Тогда же на улицах столицы Страны басков начали возникать причудливые инсталляции, разбавляя и оживляя своими неожиданными формами строгую, но безликую архитектуру провинциального города.Однако главной достопримечательностью Бильбао остается Музей, знакомство с которым обязательно входит в любую туристическую программу. Можно не понимать или не принимать современное искусство, но посещение музея Гуггенхайма – это не просто экскурсия, а любопытный философский аттракцион, позволяющий по-новому взглянуть на привычные вещи и окружающее их пространство.

Музей снаружи

Музей получил свое название в честь знаменитого американского мецената и ценителя новейших художественных направлений Соломона Роберта Гуггенхайма. Первую экспозицию предприниматель открыл в 1937 году в Нью-Йорке. Испанский музей современного искусства был открыт ровно на 60 лет позже, поэтому его можно назвать филиалом заокеанского.Испания была выбрана тоже неслучайно. Столь популярная среди туристов страна обеспечивает музею нескончаемый поток посетителей. И пусть по статусу музей в Бильбао занимает лишь вторую позицию, своим внешним видом он прославился на весь мир.

Странное здание в стиле деконструктивизма — уникальное творение Френка Гери, представляет собой причудливое нагромождение изогнутых металлических конструкций, ослепительно сверкающих на ярком солнце. При взгляде сверху оно напоминает раскрывающийся цветок какого-то неземного растения, во все стороны раскинувшего свои лепестки (правда, некоторые считают, что оно похоже на артишок, но у каждого свой вкус).

Титановое покрытие всех внешних поверхностей и их затейливый изгиб, позволяет улавливать свет, заставляя здание светиться изнутри даже в пасмурную погоду. А при мерцающем свете ночных фонарей – оно являет собой потрясающее зрелище и выглядит, как большой инопланетный корабль.

Однако эффектной архитектуры создателям музея показалось недостаточно, поэтому его дополнительно окружили любопытными инсталляциями. Так, время от времени, здание вдруг начинает окутывать легкая туманная дымка, возникающая, кажется, прямо над водой. Но дело здесь не в природе, а в оригинальном проекте художницы Фуджику Накайа, придуманном специально для музея в Бильбао. На самом деле, по всему периметру фундамента установлены специальные устройства для создания чистейшего водяного пара, который и создает иллюзию тумана, красиво стелящегося над водами Нервьона.

Помимо этого, здание музея со всех сторон окружают фонтаны, но разумеется тоже непростые. Их струи, часто и непредсказуемо меняют свое направление, создавая иллюзию некоего хаоса, который в сочетании с постоянно звучащей необычной музыкой, дает потрясающий эффект. Всем, кто остановится полюбоваться на эту картину, начинает казаться, что они внезапно перенеслись на другую планету. А с наступлением темноты водяные фонтаны выключаются, и их место занимают огненные…

Создается впечатление, что самым большим экспонатом испанского музея современного искусства является само здание этого музея.

Скульптуры

Полюбовавшись зданием Музея Гуггенхайма издалека, стоит подойти к нему поближе. Помимо описанных выше, вокруг здания можно увидеть еще несколько очень интересных скульптур и инсталляций.

Как любой, уважающий себя дом, музей Гуггенхайма имеет свою сторожевую собаку, но не совсем обычную. Во-первых, это не взрослая собака, а щенок терьера. Во-вторых, она имеет внушительные размеры – 13 метров в высоту. А в-третьих, он, разумеется, скульптура, причем созданная из цветов. Этот обаятельный Цветочный щенок был создан американским художником Кунсом, и уже давно заслужил симпатии всех работников и посетителей музея. Он и правда очаровательный, а работа садовников, тщательно следящих за его цветочной шкуркой, заслуживает отдельного восхищения. Терьерчик меняет свой окрас в зависимости от времени года. Зимой он просто зеленый, а в остальное время его шерсть покрыта яркими цветами. Когда отцветают одни, на их месте незамедлительно распускаются другие.

Чуть дальше, прямо рядом с красивым изогнутым пешеходным мостиком, располагается скульптура еще одного представителя животного мира. Это знаменитая Маман – гигантская скульптура паука Черная вдова. Титанические размеры изваяния заставляют любого человека, почувствовать себя рядом с ней крошечным и ничтожным. В корзине паучихи можно увидеть целую кладку стеклянных яиц, и этим она как бы напоминает людям о том, что такие, как она вполне способны завоевать мир, и кто из нас венец творения – вопрос довольно спорный.

Более мирно, но не менее впечатляюще выглядят и еще две инсталляции. Букет сверкающих разноцветных тюльпанов, которые кажутся надувными, а на самом деле изготовлены из тончайших листов стали и изящная гирлянда металлических шаров, как будто вырастающая прямо из воды.

 

Внутреннее пространство и экспозиция

Внутри музей Гуггенхайма выглядит не менее странно, чем снаружи. Здесь почти нет традиционных прямоугольных помещений, все состоит из ломаных линии и диагоналей, в произвольном и хаотическом порядке пересекающих пространство.В центре здания располагается высокий атриум, от которого, как лепестки цветов, отходят многочисленные залы.

Постоянная экспозиция находится на самом верху, в помещениях третьего этажа. Каждый из залов представляет на суд зрителя отдельное направление современного искусства. Здесь находятся собрания работ лучших художников, творивших в стиле абстракционизма, кубизма, футуризма или сюрреализма. Расположение экспонатов позволяет полностью погрузиться в причудливый мир шедевров Пикассо, Дали или Кандинского, и попытаться понять их странную философию и своеобразный взгляд на мир.

Залы второго этажа предназначены для проведения временных выставок, поэтому предугадать, чем будет удивлять зрителей очередная экспозиция, не представляется возможным. Здесь демонстрируются не только живопись, но еще скульптура, пластика, а нередко и оригинальные инсталляции, созданные из самых неожиданных материалов.Всю центральную галерею первого этажа занимает весьма популярная композиция «Материя времени», созданная известным американским скульптором Ричардом Серра. Этот грандиозный проект представляет собой несколько замысловато выгнутых листов прочной корабельной стали, которые, свиваясь в спирали и эллипсы, образуют странный лабиринт. Можно до бесконечности блуждать среди этих железных стен, изучая, как сужается и расширяется пространство, направляя человека либо к тупику и безысходности, либо к открытым дверям и возможности дальнейшего выбора пути…

Философствовать в Музее Гуггенхайма можно бесконечно. Его создатели верят, что, изучая необычные экспонаты, каждый посетитель сможет открыть новые грани сознания, чтобы лучше понимать себя и окружающий мир в его самых непредсказуемых проявлениях.

 

[Всего голосов: 2    Средний: 4.5/5]

krasoteurop.ru

Музей Гуггенхайма в Бильбао. Испания по-русски

Архитектурный шедевр, одно из самых прекрасных мест Испании, величайшее здание в мире – так называют музей Гуггенхайма в Бильбао. Сооружение из титана и стекла стало визитной карточкой Страны Басков. Ежегодно его посещают не менее миллиона человек – не только испанцев, но и иностранных туристов. Секрет успеха, конечно, и в постоянной, и во временных экспозициях музея, где представлены культовые работы современных художников.

Интересные факты о музее

  • Музей в Бильбао – это третий зарубежный филиал Музея Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США). Еще два открыты в Венеции и Абу-Даби.
  • Музей Гуггенхайма в Бильбао ежегодно входит в число самых посещаемых музеев Испании.
  • Площадь музея составляет 24 000 кв. м, из которых 10 540 кв. м используется в качестве выставочных пространств, разделенных на 19 галерей.
  • Музей «снимался» в Бондиане – в фильме 1999 года «И целого мира мало». Кстати, нью-йоркский музей Гуггенхайма тоже любят режиссеры: в нем, например, сделаны некоторые эпизоды «Людей в черном».

Историческая справка

Переговоры о строительстве музея в Бильбао Фонд Гуггенхайма начал вести с городскими властями в 1991 году. Спустя шесть лет, в октябре 1997 года, новый музей открыл свои двери для публики. О важности проекта для Испании в целом говорит тот факт, что на церемонии открытия присутствовал король Хуан Карлос I и его супруга королева София.

Новый культурный центр сильно улучшил имидж города и принес казне существенную прибыль, а сам музей вошел в списки мест, обязательных для посещения в Испании.

Тем не менее на этапе строительства музей Гуггенхайма подвергался критике. В частности, многие осуждали слишком высокую стоимость проекта (который, впрочем, уже в 2013 году окупился 37 раз). Знаменитый баскский скульптор Хорхе Отейса и вовсе назвал здание «сыродельным заводом» и пообещал, что никогда не будет выставляться в его стенах. Правда, он быстро передумал, и сейчас его работы входят в постоянную коллекцию музея.

«Величайшее здание нашего времени»

Так назвал музей в Бильбао американский архитектор Филип Джонсон. Авангардное здание со сложной геометрией, построенное из известняка, титана и стекла, было спроектировано гениальным канадцем Фрэнком Гери – отцом-основателем архитектурного деконструктивизма.

Гери обыграл в проекте морскую тему, отдав тем самым должное порту Бильбао – самому крупному в стране: само здание напоминает формой корабль (правда, многие называют его космическим), «плывущий» по водам реки Нервьон, а обшивка из титановых пластин похожа на рыбью чешую. В этой чешуе многократно отражается и дробится солнечный свет.

В здании нет ни одного прямого угла, все поверхности мягко изгибаются, а внутренние помещения плавно перетекают одно в другое.

Центральный стеклянный атриум музея высотой 55 метров – это дань уважения Гери американскому архитектору-новатору Фрэнку Ллойду Райту – создателю музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке.

В авангарде искусства

Основа коллекции музея – современное искусство, начиная с середины XX века и до наших дней. Здесь можно увидеть работы таких мэтров, как Энди Уорхол, Марк Ротко, Герхард Рихтер, Виллем де Кунинг, Джеймс Розенквист. Естественно, в музее представлены и современные испанские художники: Эдуардо Чиллида, Хорхе Отейса, Антонио Саура, Хуан Муньос.

Чтобы сохранить статус самого авангардного музея Испании, мало выставить авангардистов, нужно использовать принципиально иные формы подачи информации. Поэтому в музее Гуггенхайма очень много интерактивных работ, с которыми посетители могут «вступать в контакт», и конечно, много видеоарта и инсталляций.

Все это вовсе не значит, что музей в Бильбао интересен только поклонникам современного искусства. В последние годы здесь довольно часто проводят временные выставки мастеров, чей гений прошел испытание временем. Так, в музее показывали рисунки Микеланджело, гравюры Дюрера и работы из коллекции Государственного Эрмитажа.

Пожалуй, два самых известных экспоната музея в силу своих размеров выставляются не внутри здания, а перед ним. Это огромный металлический паук американки Луизы Буржуа и 13-метровый щенок американского художника Джеффа Кунса, сделанный из живых цветов. Кстати, изначально предполагалось, что щенок погостит в Бильбао лишь некоторое время и уедет, но посетители музея так полюбили «малыша», что руководство решило его оставить.

Временные экспозиции

Огромная площадь музея становится проблемой для тех посетителей, которые хотят увидеть все лучшее за один раз. Поэтому выставка «Шедевры музея Гуггенхайма», которая будет открыта до 3 апреля 2016 года, – идеальный вариант познакомиться с иконами современного искусства. На экспозиции представлены работы Марка Ротко, Ива Кляйна, Роберта Раушенберга, Жана-Мишеля Баския, Клиффорда Стилла и Ансельма Кифера. Там же и знаменитый диптих «Мэрилин Монро» короля поп-арта Энди Уорхола.

А вот нетипичного Уорхола в музее Гуггенхайма показывают до 2 октября. Выставка «Тени» состоит из 102 полотен, которые великий американец создал с помощью губки и краски по фотографиям теней реальных объектов.

Организационные моменты

Музей работает со вторника по воскресенье включительно с 10:00 до 20:00.

24 и 31 декабря музей будет работать до 17:00. 25 декабря и 1 января – выходной.

Стоимость билетов: взрослый – 10 евро, пенсионный – 6 евро, групповой (от 20 человек) – по 9 евро, студенческий (для людей моложе 26 лет) – 6 евро, дети и участники программы «Друзья музея» – бесплатно. В стоимость каждого билета входит аудиогид.

Официальный сайт музея: www.guggenheim-bilbao.es 

 

Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.

+7 495 118 29 99 или +34 932 200 608, [email protected]

Статья оказалась полезной?

Да

(0) (0)

espanarusa.com

Музей Гуггенхайма в Бильбао, Испания.

Музей Гуггенхайма, расположенный в испанском городе Бильбао, является филиалом Музея современного искусства, открытого в Нью-Йорке в середине двадцатого века века. Испанское отделение начало свою работу совсем недавно – в 1997-м году.

В основу проекта здания легли деконструктивистские идеи архитектора Фрэнка Гери, увидевшего будущий музей в виде то ли футуристического корабля, то ли огромной металлической розы, распускающей свои лепестки на набережной реки Нервион.

Внешнее покрытие музея Гуггенхайма выполнено из титановых пластин, наложенных друг на друга в форме рыбьей чешуи. Среди обширных металлических участков встречаются высокие стеклянные поверхности, выполненные в виде оригинальных стен-окон. Перед входом музей стоит устрашающая скульптура огромного паука. На террасе здания сидит тринадцатиметровый терьер, украшенный разноцветными живыми цветами и декоративной зелёной травкой.

В музее Гуггенхайма проходят постоянные и тематические выставки. Каждый из залов отдан своему направлению в искусстве – футуризму, абстракционизму, сюрреализму, кубизму и т.д. Основная экспозиция знакомит посетителей с искусством XX века. В силу этой временной специфики электронные инсталляции преобладают над классическими картинами Пикассо, Дали и других признанных художников современности.

Музей Гуггенхайма работает ежедневно, кроме понедельника, с десяти утра до восьми вечера. Входной билет стоит порядка десяти-двенадцати евро. В пик наплыва туристов, приходящийся на июль и август, музей открыт и по понедельникам.

Музей Гуггенхайма в Бильбао — ФОТО

phototravelguide.ru

Музей Гуггенхайма в Бильбао: снаружи и внутри

Музей Гуггенхайма в Бильбао является самым известным туристическим объектом этого баскского города. Причем сам музей появился сравнительно недавно — в 1997 году, но за эти годы Бильбао в сознании так тесно сросся с музеем Гуггенхайма, что, когда говоришь, что был в Бильбао, неизменно слышишь вопрос: «Ну, и как музей?». Какой – можно не уточнять: Гуггенхайма, разумеется.

 

История возникновения музея

Собственно, возник он там потому, что особых достопримечательностей в Бильбао не было. Город большой, промышленный, на «бойком» месте – в устье реки Нервион, недалеко от океана. К несчастью, исторический центр Бильбао практически не сохранился. В 19-м веке город пострадал и в войне с Наполеоном, и во время карлистских войн. В 1936 году Бильбао жестоко бомбили франкисты. Сейчас в городе есть квартал, называемый Старым городом (Casco Viejo), но «старость» его относительна и историческая ценность невелика.

В 20-м веке Бильбао украсился зданиями в стиле модерн, парками и музеями (такими, как музей Басков, Морской) но, в целом, турист в Бильбао редко заглядывал.

Город нуждался в исключительной, выдающейся достопримечательности, ради которой бы сюда потянулись люди. В конце 80-х, в условиях спада производства, проблема оживления экономики города за счет привлечения туристов встала остро, и местные власти решили коренным образом преобразить Бильбао, пригласив выдающихся архитекторов современности.

Примерно в это же время фонд Гуггенхайма подыскивал место для строительства нового музея.

Здесь надо сказать несколько слов о Соломоне Роберте Гуггенхайме. В жизни этого американского промышленника, весьма удачливого в делах, владевшего медными рудниками и золотыми приисками, были две встречи, круто изменившие его жизнь. В 36 лет он женился на Ирен Ротшильд, и жена со временем привила ему страсть к искусству и коллекционированию. Он стал покупать картины эпохи Возрождения и настолько этим увлекся, что в какой-то момент оставил свой бизнес, чтобы полностью сосредоточиться на коллекционировании.

Гуггенхайму было шестьдесят пять лет, когда он познакомился с немецкой художницей, баронессой Хиллой фон Ребай, которая заразила его страстью к абстрактному искусству, причем до такой степени, что Гуггенхайм распродал свою коллекцию старых мастеров и полностью переключился на новое направление.

В 1937 году он основан Фонд для поддержки и развития современного искусства, а в 1939 году в Нью-Йорке открылся первый музей Гуггенхайма, который со временем стал пользоваться огромной популярностью (особенно после того, как в 1959 году переехал в построенное Ф. Райтом футуристическое здание, ставшее одним из самых экстраординарных зданий Нью-Йорка).

В 1951 году, в старинном палаццо в Венеции, разместился музей Пегги Гуггенхайм, племянницы Соломона. Музей был организован при поддержке Фонда Гуггенхайма. Правда, самого основателя фонда уже не было в живых — он умер в 1949 году в возрасте 88 лет.

За возможность заполучить себе следующий музей Гуггенхайма боролись Вена, Токио, Зальцбург, Осака и другие весьма представительные города. Но фонд выбрал промышленный баcкский город Бильбао — его городские власти без колебаний согласились на все условия, выдвигаемые фондом.

Музей был построен к 1997 г. по проекту американского архитектора Фрэнка Гери, и его появление, действительно, круто изменило жизнь города.

 

Музей снаружи

Бытует мнение, что главный экспонат музея Гуггенхайма в Бильбао – само здание музея. Оно имеет совершенно невообразимые очертания и представляет собой соединение самых немыслимых объемов. Здание обязательно надо обойти, поскольку с каждой новой точки оно предстает совершенно в другом виде.

Его очертания напоминают и рыбу, и корабль, и цветок розы, и некое взвихренное пространство. Большая часть поверхности музея покрыта титановыми пластинами, которые придают зданию разнообразные оттенки в зависимости от освещения. Много стекла. Часть музея, повернутая к деловому центру города, имеет более строгие очертания и облицована известняком из Гранады.

 

Пожалуй, самый выигрышный вид на музей Гуггенхайма — с противоположной стороны реки, от университета Деусто.

 

Вокруг музея расположены арт-объекты, дополняющие облик этого фантасмагорического строения. Во-первых, с музеем соединяется высокий мост Салве – мост буквально пронзает музей. Опора моста – ярко-красного цвета.

 

Под мостом на берегу реки возвышается металлическая паучиха Луизы Бурже – знаменитая скульптура под названием «Мама». В брюшке паучихи, действительно, явственно просматриваются яйца. Первый раз эту паучиху я повстречала в Стокгольме перед входом в музей современного искусства. Потом – в Москве, перед выставкой Луизы Бурже. И вот – третья встреча. Почему-то с каждым новым разом она мне нравится все меньше и меньше.

 

С другой стороны музея Гуггенхайма – со стороны городских кварталов – сидит симпатичный 12-тиметровый Щенок (Puppy). Вместо шерсти у него – цветы, и свой цвет Щенок меняет в зависимости от времени цветения тех или иных растений. Это сложная в эксплуатации скульптурная композиция создана американским скульптором Джеффом Кунсом. Кунс считается мастером китча, эпатажа, ярких, неожиданных решений. Щенок, безусловно, очень мил. Я бы сказала, что это самая позитивная часть музея Гуггенхайма в Бильбао.

 

Еще одна поделка Джеффа Кунса – букет разноцветных тюльпанов из нержавейки. Тюльпаны лежат на набережной и похожи на надувные.

 

Там же, на набережной – конструкция из выстроившихся вертикально металлических шаров, напоминающая поднимающиеся вверх пузырьки воздуха. Автор композиции – индийский скульптор Аниш Капур.

Около моста – оригинальный памятник уходящему в никуда человеку.

Экспозиции музея

Разглядев музей снаружи, спускаемся по лестнице вниз, покупаем билет за 12 евро и проходим внутрь.

 

Основное внутреннее пространство музея представляет собой огромный общий холл-атриум на три этажа, от которого на разных уровнях отходят залы. Тоже все очень текуче, неожиданно и как бы слегка озадачивает.

 

Вертим в разные стороны головой, выходим из холла на берег, возвращаемся и поднимаемся на лифте на третий этаж.

Вид вниз с третьего этажа:

 

План музея Гуггенхайма в Бильбао

 

Я читала до этого, что в музее Гуггенхайма в Бильбао размещена огромная коллекция произведений современного искусства. Однако ожидаемое сильно отличалось от увиденного. Огромное здание внутри разбито на три высоких этажа. Третий этаж занимает постоянная экспозиция, там размещены картины художников середины прошлого века и позже (301-304 залы). Еще в трех залах представлены направления от кубизма до сюрреализма. Это работы начала прошлого века художников «парижской» школы (Шагал, Кандинский, Пикассо, Модильяни, Брак и др.)

 

Была еще небольшая выставка фотографий Парижа времен проведения там всемирных выставок.

 

Экспозиции третьего этажа, на мой неискушенный взгляд, — самое интересное в музее.

С третьего этажа мы спустили на второй, и тут меня ждало разочарование. Весь второй этаж (8 залов) занимала выставка Луизы Бурже. За полгода до этого та же выставка демонстрировалась в Москве, и все эти инсталляции я уже видела.

Инсталляции Луизы – это, как правило, маленькие замкнутые пространства типа комнаток, куда зритель заглядывает (полное ощущение подглядывания в замочную скважину) и видит некие странные предметы, наводящие на раздумья – в первую очередь на то, что детская жизнь Луизы состояла из страхов, тревог, сложных отношений с родителями и, возможно, таких же подглядываний за жизнью взрослых, какие она предлагает своим посетителям. Некий показательный фрейдизм. Мне делается очень неприятно от ее работ.

На первом этаже – еще три зала. В одном из них демонстрировались видеоролики.

Другой был занят композицией Энди Вархола «Тени», состоящей из ста полотен с абстрактной живописью.

 

Третий зал – длинное узкое пространство — занимали так называемые «The matter of time», представлявшие собой некие закругленные коридоры, в которых двигаешься по спирали и в результате оказываешься в замкнутом пространстве. Коридоры, направляющие тебя, были и относительно ровные, и с сильной кривизной, но в целом ходить по ним было довольно скучно.

 

Вдоль одной из стен — вертикальные бегущие строки

 

Вот вам и весь музей, все его три этажа. Не первый раз ловлю себя на мысли, что выходя из музея абстрактного искусства, чувствую себя несколько одураченной, и даже хочется воскликнуть: «Король-то голый!» В то же время себя останавливаю: «Вполне возможно, я чего-то недопонимаю. Как люди 19-го века не понимали импрессионизм». И на этом успокаиваюсь.

Признаюсь, что и само здание музея Гуггенхайма не доставило мне эстетического удовольствия. Посимпатичней, конечно, парижского Центра Помпиду, но сказать, что оно вызвало восхищение, не могу.

Пожалуй, из всех музеев современного искусства, где мне довелось побывать, наибольшее впечатление произвел Леопольд-музеум в Вене. Я вышла оттуда потрясенной. Очень понравился музей Эгона Шиле в Чешском Крумлове. Впрочем, в обоих случаях это было не абстрактное искусство, язык художников был мне ясен и близок.

Тем не менее, раз уж ты каким-то образом оказался в Бильбао, трудно удержаться от посещения столь разрекламированной достопримечательности. Я даже подумала, что в следующий свой приезд в Венецию при наличии времени схожу в музей Пегги Гуггенхайм. Любопытно же.

Впрочем, достопримечательности Бильбао музеем Гуггенхайма не ограничиваются. И в следующий раз мы с вами посмотрим сам Бильбао – самый крупный город Страны Басков.

 

Отели Бильбао

Путешествие по Испании (август 2016) — оглавление

Чтобы не пропустить ничего интересного, вы можете оформить е-мейл подписку. Тогда вы будете получать сообщения о появлении новых рассказов. ПОДПИСАТЬСЯ

putevye-istorii.ru

Музей Гуггенхайма в Бильбао: величайшая постройка современности

Знаменитый музей Гуггенхайма работает в Нью-Йорке с середины XX века. А вот филиал этого замечательного храма современного искусства был открыт относительно недавно.

 Музей Соломона Гуггенхайма в Бильбао открылся в 1997. Место его расположения выбрано неслучайно. Ведь Испания – это один из наиболее посещаемых туристических центров Европы, поэтому увидеть музей и выставленные в нем шедевры может множество людей.

Здание

Здание для музея современных искусств не может быть обыкновенным. Поэтому для постройки музея был привлечен архитектор Фрэнк Гери, славящийся своими авангардными работами.

 И действительно, созданный и воплощенный в жизнь проект отличается оригинальностью. Внешне здание имеет невероятную форму. Если смотреть вблизи, то здание выглядит хаотичным нагромождением блоков, а вот издалека оно напоминает то ли инопланетный корабль, то ли распускающийся бутон розы. Безусловно, архитектура этого уникального здания сама по себе является великолепным образцом современного искусства.

 Для выполнения отделки здания было использовано три вида материала: плиты песчаника, тонированное стекло и пластины титана. Эти пластины уложены наподобие рыбной чешуи, они красиво переливаются под лучами солнца и отражаются в воде реки, на берегу которой построен музей. Но особенно эффектно здание выглядит вечером, когда включают цветную подсветку. Фото здания музея позволяют оценить необычность форм, но полностью оценить красоту здания можно, только увидев его воочию.

Как создавался?

Начинается история создания музея в далеком 1937 году. Именно тогда богатый промышленник по имени Соломон Гуггенхайм решил отойти от дел и заняться меценатством. По его инициативе был создан первый музей современного искусства, расположенный в Нью-Йорке.

 Намного позднее, благодаря инициативе племянницы основателя был открыт небольшой филиал в Венеции. Намного позднее по инициативе Министерства культуры Испании было решено открыть большое отделение в Испании.

Но если музей в США создавался на основе коллекции шедевров искусства, которая собиралась основателем на протяжении десятков лет, то испанский филиал начали строить буквально «с нуля». То есть, сначала было построено здание, а потом стали формировать фонды, из которых составлена основная экспозиция.

 Поэтому в испанском музее настоящих шедевров, которые можно признать культурным наследием человечества, не так много. Впрочем, это не делает собрание экспонатов менее интересным. Залы музея открыты для выставки работ молодых авторов, которым нужно себя проявить.

Нужно сказать, что на первом этапе план организаторов был довольно скромным. Планировалось открыть всего несколько залов в помещении самого министерства. Однако потом было решено строить отдельное здание, пригласив для работы одного из самых известных современных архитекторов. Конечно, при этом, стоимость проект выросла в разы, но и результат получился потрясающим.

 Сегодня музей ежегодно посещают до миллиона посетителей, поэтому затраты на его создание давно окупились и в казну города поступает чистый доход.

Что можно увидеть снаружи?

Даже не заходя в музей, посетители могут увидеть первые и очень необычные экспонаты.

 Оригинально и мило выглядит огромная (13 метров в высоту!) скульптура щенка терьера, превращенная по прихоти автора  (Дж. Кунса) в огромную, вечно цветущую клумбу. Это произведение является уникальным, увидеть его можно только в Бильбао. А вот представленный рядом букет гигантских тюльпанов того же автора является одной из пяти авторских копий, но от этого она не становится менее красивой.

 Шокирует посетителей огромная скульптура паучихи, установленная у входа в музей. Автором этой устрашающей скульптуры является Луиза Буржуа. Особенно зловеще выглядит паучиха на заходе солнца, когда скульптура отбрасывает гигантскую тень.

Но оригинальные скульптуры – это не все, чем музей может удивить посетителей. Например, установленная по периметру машина по производству облаков практически не видна. Но когда запускаются форсунки и здание начинает окутывать плотный туман, вид создается действительно сказочный. Так что посетителям не стоит спешить заходить в здание, лучше немного погулять и дождаться очередного сеанса запуска облаков. Правда, эффектное зрелище можно наблюдать только в безветренную погоду. Изобретателем этой удивительной машины является Фуджику Накайа.

 Идея создать огненные фонтаны и разместить их по периметру здания музея принадлежит Иву Кляйну. Но это зрелище можно увидеть только в темноте. А вот фонтаны водные, которые пускают струи прямо из-под земли по какому-то непредсказуемому ритму, можно наблюдать и в дневное время.

Что можно увидеть внутри?

В залах можно увидеть постоянно обновляющиеся временные выставки, а также постоянную экспозицию, в которую вошли основные шедевры музея Гуггенхайма в Бильбао.

 Несмотря на кажущуюся хаотичность расположения экспонатов, музей можно разделить на несколько зон по направлениям искусства. Это отделение кубизма, сюрреализма, футуризма и абстракционизма. Тут можно увидеть работы Кандинского, Дали и Пикассо. Впрочем, картин в собрании немного, основу экспозиции составляют инсталляции.

 Неизменным успехом у посетителей пользуются композиции, созданные Ричардом Сера. Его работы поражают своим масштабом, так как одна скульптурная группа весит до трехсот тон.

Кроме того, в залах можно увидеть инсталляции Ричарда Лонга, Йозефа Бойса и других современных авторов.

 Несколько залов занимают работы художника из Германии Ансельма Кифера. Этот автор прославился тем, что при написании картин использует не только краски, но и различные «подручные» материалы, даже такие прозаические, как шелуха от семечек.

 Временные выставки, которые постоянно обновляются, могут сильно отличаться по качеству работ и известности авторов. Кому-то может повести попасть на выставку работ, представленных Эрмитажем и другими известными российскими музеями. А кому-то, возможно, придется осматривать работы малоизвестных художников из глубинки или даже детские поделки, сделанные детьми на уроках труда.

Полезная информация

Музей принимает посетителей со вторника по воскресенье с десяти утра до восьми вечера. Понедельник является выходным днем. Только на пике туристического сезона (в июле и августе) музей переходит на режим работы без выходных.

Билет можно купить на месте, его стоимость составляет 11 евро. Юные ценители современного искусства в возрасте до 12 лет могут посетить выставку бесплатно.

fiestino.ru

Музей Гуггенхайма в Бильбао: 5 шедевров из коллекции - Культура

Культура 26.06.2016

Что хранит знаменитое здание Фрэнка Гери?

Наверняка найдется немало причин для поездки в славный баскский город Бильбао на севере Испании, но главная из них - местный филиал Музея Гуггенхайма. Хитросплетенное здание музея по проекту архитектора Фрэнка Гери является одним из самых узнаваемых в мире, а с коллекцией даже заочно знакомы очень немногие. Мы выбрали 5 знаковых произведений, хранящихся в Музее Гуггенхайма в Бильбао.

Ив Кляйн, "Огненные фонтаны"

Год: 1961 (произведены в 1997)

В далеком 1959 году Ив Кляйн во время лекции в Сорбонне описал грандиозный художественный проект, который ему так и не удалось осуществить при жизни - "Огненные фонтаны". Задумка Кляйна была довольно проста - совместить две стихи: водную гладь и огненные "скульптуры", заменяющие струи фонтана. Вдохновлялся концептуалист дворцово-парковым искусством XVIII века, а именно фонтанами и бассейнами резиденции испанских монархов Ла Гранха. В 1958-59 годах Кляйн сделал несколько эскизов, а в 1961-м, за год до смерти, частично соорудил один "огненный фонтан" на выставке в немецком Крефельде. На основе этих и других работ в Бильбао создали 5 "Огненных фонтанов", воплощающих эстетическую и мистическую силы стихий.

Йозеф Бойс, "Олень при вспышке молнии"

Год: 1958 - 85

В Бильбао есть и работа художника и одного из главных теоретиков искусства ХХ века Йозефа Бойса. "Олень при вспышке молнии" отражает увлечение немца силами природы, таящимися в ней энергией и возможностями трансформации. Бойс прибегает к символизму концептуального толка - в роли оленя у него выступает треножник (справа), а свет молнии воплощает монументальный кусок металла, свисающий с потолка. Также в инсталляции задействованы козел (трехколесная тележка слева) и отлитые из бронзы "экскременты", воплощающие первобытные формы жизни.

Джефф Кунс, "Щенок"

Год: 1992

Самые знаменитые собачки Джеффа Кунса сделаны из металла, отливают разноцветным блеском и походят на большие надувные игрушки. "Щенок" в Бильбао совсем на них не похож - он состоит из сотен цветов. Мастер Китча решил объединить прошлое и современность - применив продвинутые технологии компьютерного моделирования, он создал оммаж декоративным скульптурам регулярных садов XVIII века. "Щенок" Кунса - своего рода аллегория современной культуры, призванной развлекать человека, вселять в него радость и оптимизм.

Луиз Буржуа, "Маман"

Год: 1999

Также у стен музея разместилась знаменитая монументальная паучиха "Маман" Луиз Буржуа - ее "сестра" несколько месяцев стояла у московского "Гаража" во время ретроспективы художницы. Для Буржуа паучиха - символ материнской любви и заботы, покровительства и защиты. Художница была очень близка с матерью, ее довольно ранняя смерть стала одной из главных жизненных драм Буржуа. Пауки, правда, гораздо меньших размеров - частые гости инсталляций художницы.

Аниш Капур, "Высокое дерево и глаз"

Год: 2009

"Высокое дерево и глаз" Аниша Капура - плоть от крови знаменитых "Облачных врат" в Чикаго. Состоит скульптура из 76 глянцевых металлических шаров, объединенных в плавную биоморфную форму. Тема отражений и иллюзорности реальности - одна из ключевых в творчестве художника. Зеркальные поверхности вбирают в себя окружающий мир, множат и деформируют его, арт-объект становится одновременно частью и альтернативой реальности.

О музее 

Музей Гуггенхайма в Бильбао был открыт в деконструктивистском здании по проекту Фрэнка Гери в 1997 году. Строительство музея породило в урбанистике термин "эффект Бильбао" - преображения позитивного экономики и имиджа города путем строительства яркого архитектурного объекта (правда, критики порой трактуют "эффект Бильбао" как губительное для самобытности проявление глобализации). В коллекции музея хранятся работы Марка Ротко, Ива Кляйна, Виллема де Кунинга, Ричарда Серры, Франческо Клементе и других выдающихся художников. Также здесь проводятся крупные временные выставки.

Читайте также: 

Moderna Museet: 5 шедевров из коллекции

MoMA: 5 шедевров из коллекции

www.trendspace.ru


Смотрите также