Конституционный кризис в Испании (2017). Кризис в испании 2017


Конституционный кризис в Испании (2017) | Earth вики

    2017Править

    • 8 ноября - в Каталонии проходит всеобщая забастовка, которую объявили несколько националистических общественных организаций региона и один из профсоюзов — Intersindical-CSC, поддерживающих независимость автономного сообщества.
    Перекрыты около 50 автомобильных дорог (в том числе на въезде в Барселону, а также трасса, соединяющая Каталонию с Францией) и частично — железнодорожные пути. Здание вокзала в Жироне также занято 600 местными активистами. На одной из дорог демонстранты подожгли шины. Перекрыв другую, вывесили транспарант с надписью: «Приносим извинения за неудобства. Идет строительство Каталонской республики». Полиция пытается восстановить движение транспорта. Между полицейскими и демонстрантами происходят стычки. Протестующие требуют освободить арестованных по решению суда в Мадриде каталонских политиков, а также отменить выданный ордер на арест бывшего главы каталонского правительства Карлеса Пучдемона и еще четырех его соратников, находящихся сейчас в Брюсселе.
      • На пленарном заседании 8 ноября, суд аннулировал одностороннюю резолюцию каталонского парламента. Суд также принял решение принудительно взыскать штрафы в размере 12 000 евро в день, наложенные на членов избирательной комиссии Жозе Марию Жове и Розу Марию Видаль.
    • 10 ноября - Верховный суд Испании постановил заключить под стражу бывшего спикера парламента Каталонии Карме Форкадель с возможностью временного освобождения под залог.Прокуратура требовала заключить ее и еще трех подсудимых под стражу без возможности освобождения под залог. Форкадель и еще пять бывших депутатов регионального парламента Каталонии в течение дня выступали на слушаниях в суде. Всех политиков обвиняют в связи с объявлением каталонским парламентом независимости региона в мятеже, бунте и растрате общественных средств.
      • За экс-спикера парламента Каталонии Карме Форкадель внесли залог в 150 тысяч евро. Отмечается, что Верховный суд Испании уже получил залог. Форкадель сможет выйти на свободу, как только судья подпишет соответствующий приказ.
    • 11 ноября - В Барселоне десятки тысяч человек вышли на акцию в поддержку бывших министров отправленного в отставку правительства Каталонии, которые были арестованы.Участники акции с желтыми лентами на лацканах встали вдоль проспекта Марина. Члены семей заключенных выступили с речами в их защиту.Отмечается, что много участников акции приехало в Барселону из других населенных пунктов Каталонии.
    • 13 ноября - Мадрид сообщил о вмешательстве групп из РФ в ходе референдума об отделении Каталонии от Испании с целью дестабилизации испанского государства.

    2018Править

    • 5 января-Верховный суд Испании отклонил апелляцию и оставил в силе решение суда первой инстанции о продлении содержания под стражей бывшего вице-премьера Каталонии Ориола Жункераса.
    • 9 января - Парламент Каталонии обжаловал в Конституционном суде Испании решение правительства Испании о введении в действие 155-й статьи Конституции, ограничивающей автономию Каталонии

    Экономические последствияПравить

    Испанская экономика лишилась миллиарда евро из-за последних событий Каталонии,об этом заявил министр экономики Испании Луис де Гиндос. По его словам, это связано с приостановкой роста ВВП в регионе. Всего же в результате сложившейся ситуации более 3 тыс. компаний вывели свои представительства из Каталонии.

    [1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]

    ru.earth.wikia.com

    Хроника кризиса в Каталонии - Международная панорама

    ТАСС-ДОСЬЕ. 27 октября 2017 года Сенат (верхняя палата парламента) Испании начал обсуждение предложений правительства по урегулированию каталонского кризиса, в частности мер, позволяющих ограничить самоуправление этой автономной области. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о ситуации в Каталонии.

    2009-2015 годы

    В 2009-2010 годах в Каталонии, с 1979 года имеющей статус автономии в составе королевства, состоялось несколько неофициальных опросов, около 90% участников которых высказались за независимость от Испании.

    В январе 2013 года каталонский парламент принял декларацию, в которой область провозглашалась "суверенным политическим и правовым субъектом Испании", и объявил о проведении референдума по ее будущему статусу. Однако в марте 2014 года Конституционный суд Испании (КС) признал это решение противоречащим конституции страны, т. к. в ней отсутствуют статьи, позволяющие автономиям проводить референдумы без согласования с центральным правительством и объявлять о независимости в одностороннем порядке. Единственной возможностью достижения суверенитета является внесение в основной закон изменений, которые должны получить одобрение большинства граждан Испании. Кроме того, 155-я статья конституции (до сих пор не применялась) разрешает центральным властям применять для защиты интересов страны "необходимые меры" - приостанавливать самоуправление и вводить прямое правление.

    В связи с этим в сентябре 2014 года каталонский парламент принял закон "о проведении опросов населения, не имеющих характер референдума" (организуется добровольцами без участия властей области). 9 ноября 2014 г. в таком опросе приняли участие 2,25 млн человек старше 16 лет (37% от 5,4 млн имеющих право голоса; население страны 7,5 млн человек). 80,76% респондентов высказались за независимость. КС Испании признал опрос противоречащим конституции.

    В ноябре 2015 года каталонский парламент принял резолюцию о "начале процесса создания независимого государства Каталония в виде республики". За нее голосовали коалиция "Вместе "за" Артура Маса (президент Каталонии в 2010-2016 годы) и партия "Кандидаты за народное единство", имеющие в парламенте автономии большинство - 72 места из 135. Против были 63 депутата - представители Народной партии Каталонии, партии "Граждане" и каталонские социалисты. В декабре 2015 года КС Испании признал эту резолюцию неконституционной.

    2016-2017 годы

    В январе 2016 года президентом автономии был избран Карлес Пучдемон, продолживший политику Артура Маса, направленную на достижение независимости (в марте 2017 года Высший суд справедливости Каталонии признал Артура Маса виновным в проведении незаконного референдума в 2014 году и запретил ему занимать государственные должности в течение двух лет).

    В июле 2016 года парламент Каталонии принял новую резолюцию. В ней, в частности, говорилось, что "народ Каталонии имеет законное право" начать юридический процесс, который будет состоять из нескольких этапов: подготовка, отделение от Испании и проведение выборов, по итогам которых будет избран парламент. 1 августа 2016 года КС Испании приостановил ее действие.

    Вопреки этому решению, 6 сентября 2017 года каталонский парламент одобрил закон о референдуме о самоопределении Каталонии (его поддержали 72 депутата, воздержались 11, не участвовали в голосовании 52). Уже 8 сентября был принят закон о регулировании выхода из состава Испании в случае победы на референдуме сторонников независимости (за него высказался 71 депутат, против - 10, воздержавшихся не было, 54 отсутствовали). Референдум о независимости был назначен на 1 октября. 17 октября эти законы были признаны противоречащими конституции Испании.

    Перед референдумом

    20 сентября в ходе спецоперации Гражданской гвардии и полиции Испании были проведены задержания и обыски организаторов референдума, в результате которых были изъяты почти 10 млн бюллетеней для голосования. 14 человек были задержаны (позже все были отпущены).

    21 сентября был опубликован приказ министерства финансов Испании о приостановлении финансирования Каталонии (испанское правительство взяло на себя основные выплаты, за которые отвечало каталонское правительство - на здравоохранение, образование, соцуслуги), чтобы ни один евро не пошел на финансирование референдума. В тот же день более 700 каталонских мэров (из 948), поддержавших организацию референдума, были вызваны в прокуратуру для дачи показаний (дела в отношении них были открыты 13 сентября). 15 из них 22 сентября были приговорены к ежедневной уплате €6 тыс. штрафа до тех пор, пока они не подчинятся центральному правительству. Между тем мэры 74 городов отказались выделять места для проведения голосования, предпочтя остаться на стороне конституции (в этих городах проживают около 2 млн человек).

    В ответ на жесткие действия испанских властей более чем в 40 городах страны проходили акции протеста. Самый крупный митинг состоялся 21 сентября в Барселоне, в нем приняли участие до 40 тыс. человек.

    30 сентября, накануне голосования, испанской полиции был дан приказ закрыть школы, где должны были располагаться избирательные участки, а также изъять урны. Несмотря на сопротивление каталонцев, подразделениям национальной полиции удалось взять под контроль часть из 2315 избирательных участков.

    Плебисцит

    1 октября в Каталонии открылось 73% участков. Гражданам было предложено ответить на вопрос: "Вы хотите, чтобы Каталония стала независимым государством с республиканской формой правления?". Чтобы люди не голосовали несколько раз, данные каждого заносились в базу данных, однако вскоре МВД Испании закрыло доступ к сети Интернет в школах и заблокировало сервер с базой данных. Организаторы референдума попытались ввести регистрацию по номеру телефона, но сервер также был заблокирован. В результате принимались даже бюллетени, распечатанные на домашнем компьютере.

    Выполняя постановления испанского суда, сотрудники национальной полиции и Гражданской гвардии пытались пресечь работу участков для голосования (была свернула работа еще порядка 300). Действия полицейских и гвардейцев привели к стычкам с голосующими, в ряде случаев были применены резиновые пули и слезоточивый газ. По данным властей Каталонии, в результате этих инцидентов разного рода повреждения получили 844 человека. МВД Испании сообщило о ранениях у более 400 сотрудников правоохранительных органов.

    В итоге 90,18% (более 2,04 млн жителей) принявших участие в голосовании поддержали независимость Каталонии, против разрыва с королевством высказались 7,83% (177,5 тыс.), 2% (44,9 тыс.) опустили в урны пустые бюллетени. Всего в референдуме приняли участие 2,28 млн каталонцев, или 43% из 5,3 млн обладающих правом голоса жителей региона. С точки зрения Испании референдум не был законным.

    После референдума

    10 октября 2017 года Карлес Пучдемон, подводя итоги референдума в парламенте, заявил, что "Каталония завоевала право быть независимым государством и быть услышанной и уважаемой". В тот же день Пучдемон, его заместитель Ориол Жункерас, председатель парламента Каталонии Карме Форкадель и 72 депутата законодательного органа (большинство) подписали декларацию о провозглашении независимости региона от Испании - "Декларацию народных представителей Каталонии". Однако ее вступление в силу было отложено на период проведения переговоров с правительством в Мадриде, в ходе которых предполагалось договориться об урегулировании кризиса без разрыва торгово-экономических связей Каталонии с Испанией и ЕС.

    11 октября власти Испании потребовали от Пучдемона до 16 октября ответить на вопрос: провозглашена независимость Каталонии или нет. В назначенный день Пучдемон в письме председателю правительства Испании Мариано Рахою не предоставил четких ответов и попросил провести двухмесячные переговоры. Тогда Мадрид сдвинул срок ультиматума до 19 октября, однако в этот день глава Каталонии направил новое письмо Рахою, в котором пригрозил устроить голосование в каталонском парламенте по вопросу объявления независимости, если Мадрид не согласится на диалог. Правительство Испании в ответ на это 21 октября заявило, что начинает процедуру запуска 155-й статьи конституции. В Барселоне (столица Каталонии) это решение назвали "самым жестким ударом по автономии" со времен диктатуры Франсиско Франко (1939-1975 годов).

    25 октября Пучдемоном было созвано экстренное совещание, перед его началом и сам Пучдемон, и его заместитель Ориол Жункерас заявили, что у Каталонии не осталось иного выбора, кроме как провозгласить республику, но итогового заявления не последовало.

    26 октября заседание возобновилось. После напряженных дискуссий руководство Каталонии решило отступить от идеи одностороннего провозглашения независимости и вернуться к менее жесткому варианту проведения досрочных выборов в парламент автономии (предварительно 20 декабря). Однако в результате выборы так и не были объявлены, т. к., по мнению Пучдемона, правительство Испании не дало достаточных гарантий, что будет остановлено действие 155-й статьи.

    Предложения по ограничению самоуправления

    В соответствии со 155-й статьей конституции правительство Испании предлагает отстранить от должностей членов каталонского правительства и в течение шести месяцев провести досрочные выборы в региональный парламент. До тех пор функции правительства области будут исполнять представители центральных властей. Парламент автономии, согласно планам кабинета Мариано Рахоя, будет функционировать с ограничениями. Так, он не сможет выдвинуть кандидатуру на пост главы региона, рассмотрение законопроектов будет контролироваться специальным органом. За центральным правительством останется право назначать и отстранять сотрудников ряда каталонских учреждений, в том числе полиции, кроме того, оно будет контролировать работу СМИ. За все действия в Каталонии правительство Испании должно будет отчитываться перед Сенатом каждые два месяца.

    tass.ru

    Кризис идентичности в Испании

    В январе 2017 года в Foreign Affairs вышла статья “World Order 2.0”, в которой особое внимание уделено понятию самоопределения, права на самоопределение общества. Любопытно, что позиция автора (Richard Haass) весьма критична к данной концепции и происходящим на ее основе политическим пертурбациям. Главной идеей здесь является отмена возможности неограниченного права общества добиваться политического суверенитета.

    Получение статуса государства каким-либо обществом является болезненным вопросом для страны, чьи территории подвергаются сецессии. Поэтому автор статьи предлагает рассматривать попытки обретения государственности только в случае соблюдения четырех пунктов: это, в первую очередь, историческое оправдание/объяснение, далее - убедительное обоснование, народная поддержка, и наконец, жизнеспособность новой политической единицы. Более того, прежде чем отдавать свои территории, перед государствами, где происходят данные процессы, стоит задача мониторинга настроения населения, поддержка такого политического шага; власти должны провести ряд консультаций, прежде чем совершать какие-либо дипломатические шаги[1].

    Понятия сецессии, отделения, сепаратизма тесно связаны с современной Европой. Значительно возросла важность таких вопросов, как: жизнеспособность Европейского союза, его будущее; хаотичность ситуации, вызванная Брекзитом; сепаратизм; миграционный кризис и, наконец, сохранение ЕС в качестве единого целого. Обладает ли данная структура иммунитетом от фрагментации? Последние политические события доказывают слабость ЕС, а желание некоторых членов союза обладать большей политической и экономической автономией (речь идет о Венгрии и Польше) постепенно приводят к серьезному расколу. Круг проблем не ограничивается отношениями между членами Европейского союза, куда более серьезно обстоят дела внутри стран.

    Глубоко внутри ЕС продолжают назревать сепаратистские настроения, где-то более медленными темпами, например, в Бельгии, в других случаях - проявляются наглядно, например, в случае с Испанией. Трения между французской и голландской частями Бельгии являются локальными, однако насколько долговременным окажется единство страны, спрогнозировать пока трудно.  

    Сепаратистские группы представляют серьезную проблему для европейских властей, среди которых мы можем выделить коалицию «Вместе за Каталонию», баскских леворадикалов, фламандское движение, шотландскую национальную партию.

    Неспособность политических институтов ЕС справиться/преодолеть с экономическими, культурными, этническими и религиозными различиями и проблемами - усиливают сепаратистские настроения. Территориальная целостность государств оказывается под угрозой.

    В Европе наиболее преуспевающие регионы стран всегда стремились к большей независимости, как в политическом, так и экономическом плане. Именно успех микрорегионов служил стимулом к борьбе за более широкую автономию и права.

    Тектонические сдвиги в сторону сецессии, независимости стали общемировым феноменом. Пример испанского автономного сообщества один из самых обсуждаемых в последнее время в массмедиа. Несостоявшееся государство, самопровозглашенное 27 октября прошлого года, оказывается раздираемым изнутри противоборствующими политическими силами Каталонии и центрального правительства.

    Первого октября 2017 года в Каталонии прошел референдум, в котором приняли участие по меньшей мере 43% населения региона. Большинство проголосовало не в пользу сохранения целостности Испании. Как только женералитет Каталонии провозгласил независимость, испанский конституционный суд признал голосование незаконным, инициировал приведение в действие 155 статьи конституции Испании, после чего консервативное правительство Мариано Рахоя ввело прямое управление в регионе.

    Противостояние испанских властей, принятые ими чрезвычайные меры (введение сил нацгвардии, рейды в правительственных учреждениях Каталонии, изымание урн для голосования, столкновения с каталонцами и др.) позволили экс-лидеру Каталонии, Карлесу Пучдемону, и его политической коалиции представить ситуацию в выгодном для них свете: выставить себя жертвами происходящих событий. После референдума, Пучдемон и несколько членов его правительства направились в Бельгию, надеясь получить поддержку от ЕС. Данные действия были рассмотрены как побег, а сам Пучдемон признан мятежником за нарушение действующей конституции Испании.

    Поездка в Брюссель не дала каталонцам ожидаемых результатов: вместо поддержки, им был оказан холодный приём. Несмотря на осуждаемые всеми действия центрального правительства Испании, Европейский союз не поддержал самопровозглашенное государство.

    С одной стороны, испанское правительство во главе с Мариано Рахоем подвергло себя огромному риску, применив силу. С другой стороны, политические щедроты могли обернуться в пользу каталонцев: такая тактика показала бы слабость государства и позволила ситуации стать прецедентом, например для басков. За решением Брюсселя внимательно следили и другие члены Европейского союза. На волне Брекзита любое политическое событие является ощутимым, потенциальным местом уязвимости европейской структуры.

    Таким образом, руководство Евросоюза стремится снизить сепаратистские настроения, прекратить «феерию права на самоопределение».

    Значительное меньшинство каталонцев поддерживает независимость от Испании, другая часть населения недовольна существующим статусом-кво. Независимо от того, что произойдет дальше, для Испании подходит к концу период демократического сосуществования, процветания и прогресса под защитой конституции 1978 года[2].

    Готка Т.В.

     

    [1] Richard Haass “World Order 2.0” (2017). Foreign Affairs January/February 2017. Volume 96, Number 1. p. 3.

    [2] Michael Reid “The strain in Spain” (2017). The Economist - The World in 2018. The Economist Group. p. 38.

    csef.ru

    Конституционный кризис в Испании (2017) — Википедия

    Конституционный кризис в Испании — конфликт между властями Испании и правительством автономного сообщества Каталония — административной единицы в составе Испании. В сентябре 2017 года правительством Каталонии были приняты законы, предусматривающие юридический порядок выхода Каталонии из состава Испании. 1 октября 2017 года в Каталонии был проведён референдум о независимости, по результатам которого 10 октября 2017 года правительством Каталонии была принята декларация независимости, 27 октября 2017 года была провозглашена независимость Каталонии. Власти Испании расценили действия правительства Каталонии как юридически ничтожные, воспользовались 155 статьёй Конституции Испании и ввели в Каталонии прямое управление, распустив при этом правительство Каталонии. Последнее отказалось признать свой роспуск и продолжило работу[1].

    Содержание

      Каталония на карте Испании

    6 сентября парламент Каталонии одобрил «Закон о референдуме о самоопределении Каталонии», предусматривающий проведение 1 октября 2017 года референдума о независимости[2].

    8 сентября 2017 года парламентом Каталонии был принят «Закон о юридическом переходе и основании Республики» (кат. Llei de transitorietat jurídica i fundacional de la República), содержащий положения о юридических процедурах, которые могут быть проведены для получения Каталонией статуса независимого государства в случае, если идея о независимости будет поддержана жителями Каталонии на референдуме[3].

    1 октября 2017 года в Каталонии прошёл референдум о независимости, в ходе которого 90,18 % проголосовавших поддержали отделение от Испании[4]. На 10 октября было назначено выступление главы автономии Карлеса Пучдемона, на котором предполагалось провозглашение независимости[5][6][7]. Однако, вопреки ожиданиям, во время обращения он отложил объявление о независимости, и призвал к переговорам[8], что вызвало смешанные настроения в обществе[9]. Поздно вечером, уже после обращения, Пучдемон всё-таки подписал «декларацию народных представителей Каталонии», которая предполагала создание независимой Каталонской Республики[10]. Тогда же было решено приостановить действие декларации для установления диалога с испанским правительством с целью достичь определённых соглашений и попытаться решить проблему[11]. В Мадриде, в свою очередь, потребовали от руководства Каталонии до 16 октября дать конкретный ответ: провозглашена ли независимость региона, или же подписание декларации — это символический акт[12]. Карлес Пучдемон уклонился от прямого ответа на этот вопрос и вновь призвал к диалогу[13]. 21 октября на совещании правительства Испании было принято решение о роспуске правительства Каталонии и проведении досрочных выборов в регионе, которое должен утвердить сенат; также рассматривался вопрос введения прямого управления в Каталонии и приостановки её автономного статуса[14]. Окончательное решение парламент Испании должен был принять 27 октября. В Каталонии резко отреагировали на действия Мадрида; глава региона назвал эти действия худшей атакой на демократию со времён диктатора Франсиско Франко[15]. В то же время испанское издание El Confidencial сообщило, что якобы 23 октября, вероятно, Каталония объявит о независимости[16]. Другая газета, La Rason, заявила, что независимость скорее всего будет провозглашена 27 октября[17]. 23 октября было назначено заседание женералитета Каталонии в полном составе на 26-е число[18]. 27 октября было окончательно объявлено о создании независимой Каталонской Республики.

    27 октября 2017 года власти Испании воспользовались 155 статьёй Конституции Испании и ввели в Каталонии прямое управление, распустив при этом правительство Каталонии. Последнее отказалось признать свой роспуск и продолжило работу[1].

    30 октября парламент Каталонии признал решение испанского правительства о своем роспуске и прекратил работу до проведения досрочных выборов[19].

    ru-m.wiki.ng

    Конституционный кризис в Испании (2017) — Википедия Переиздание // WIKI 2

    Барселона, 2017

    Конституционный кризис в Испании — конфликт между властями Испании и правительством автономного сообщества Каталония — административной единицы в составе Испании. В сентябре 2017 года правительством Каталонии были приняты законы, предусматривающие юридический порядок выхода Каталонии из состава Испании. 1 октября 2017 года в Каталонии был проведён референдум о независимости, по результатам которого 10 октября 2017 года правительством Каталонии была принята декларация независимости, 27 октября 2017 года была провозглашена независимость Каталонии. Власти Испании расценили действия правительства Каталонии как юридически ничтожные, воспользовались 155 статьёй Конституции Испании и ввели в Каталонии прямое управление, распустив при этом правительство Каталонии. Последнее отказалось признать свой роспуск и продолжило работу[1].

    Предыстория

    В течение длительного времени местные власти Каталонии периодически вступали в конфронтацию с властями Испании, требуя расширить автономию Каталонию. В частности, в 2014 году в Каталонии был проведён опрос о политическом будущем Каталонии.

    История

    Каталония на карте Испании

    6 сентября парламент Каталонии одобрил «Закон о референдуме о самоопределении Каталонии», предусматривающий проведение 1 октября 2017 года референдума о независимости[2].

    8 сентября 2017 года парламентом Каталонии был принят «Закон о юридическом переходе и основании Республики» (кат. Llei de transitorietat jurídica i fundacional de la República), содержащий положения о юридических процедурах, которые могут быть проведены для получения Каталонией статуса независимого государства в случае, если идея о независимости будет поддержана жителями Каталонии на референдуме[3].

    1 октября 2017 года в Каталонии прошёл референдум о независимости, в ходе которого 90,18 % проголосовавших поддержали отделение от Испании[4]. На 10 октября было назначено выступление главы автономии Карлеса Пучдемона, на котором предполагалось провозглашение независимости[5][6][7]. Однако, вопреки ожиданиям, во время обращения он отложил объявление о независимости, и призвал к переговорам[8], что вызвало смешанные настроения в обществе[9]. Поздно вечером, уже после обращения, Пучдемон всё-таки подписал «декларацию народных представителей Каталонии», которая предполагала создание независимой Каталонской Республики[10]. Тогда же было решено приостановить действие декларации для установления диалога с испанским правительством с целью достичь определённых соглашений и попытаться решить проблему[11]. В Мадриде, в свою очередь, потребовали от руководства Каталонии до 16 октября дать конкретный ответ: провозглашена ли независимость региона, или же подписание декларации — это символический акт[12]. Карлес Пучдемон уклонился от прямого ответа на этот вопрос и вновь призвал к диалогу[13]. 21 октября на совещании правительства Испании было принято решение о роспуске правительства Каталонии и проведении досрочных выборов в регионе, которое должен утвердить сенат; также рассматривался вопрос введения прямого управления в Каталонии и приостановки её автономного статуса[14]. Окончательное решение парламент Испании должен был принять 27 октября. В Каталонии резко отреагировали на действия Мадрида; глава региона назвал эти действия худшей атакой на демократию со времён диктатора Франсиско Франко[15]. В то же время испанское издание El Confidencial сообщило, что якобы 23 октября, вероятно, Каталония объявит о независимости[16]. Другая газета, La Rason, заявила, что независимость скорее всего будет провозглашена 27 октября[17]. 23 октября было назначено заседание женералитета Каталонии в полном составе на 26-е число[18]. 27 октября было окончательно объявлено о создании независимой Каталонской Республики.

    27 октября 2017 года власти Испании воспользовались 155 статьёй Конституции Испании и ввели в Каталонии прямое управление, распустив при этом правительство Каталонии. Последнее отказалось признать свой роспуск и продолжило работу[1].

    30 октября парламент Каталонии признал решение испанского правительства о своем роспуске и прекратил работу до проведения досрочных выборов[19].

    Примечания

    Ссылки

    Эта страница последний раз была отредактирована 30 января 2018 в 02:18.

    wiki2.org

    Каталонский кризис: что происходит в экономике и бизнесе после референдума . Испания по-русски

    05.10.2017

    Как отразился каталонский кризис на экономике региона? Деловые круги не скрывают своей озабоченности: котировки акций на биржах рухнули, инвесторы приостановили свою деятельность, доверие клиентов, а вместе с ним и потребление, поползли вниз… И это далеко не полный список последствий. В то время как некоторые предприятия заняли выжидательную позицию, другие предпочли действовать. Среди последних – один из крупнейших каталонских банков Sabadell, объявивший сегодня о переносе своей штаб-квартиры в Аликанте.

    Sabadell «переезжает» в Аликанте

    Как сообщило испанское новостное издание La Vanguardia, административный совет банка Sabadell не стал ждать возможных событий понедельника и провел сегодня вечером собрание, чтобы утвердить перенос своего головного офиса в Аликанте.

    Напомним, что Карлес Пучдемонт 9 октября собирается провозгласить независимость Каталонии, хотя Конституционный суд запретил проведение пленарного заседания Парламента, на котором это должно случиться.

    Резкое падение акций предприятия на 12,72% за последние несколько дней и опасения клиентов заставили финансового гиганта привести в действие план на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Sabadell выбрал Аликанте, поскольку из нескольких представительств группы по всей Испании офис именно этого валенсийского города оптимально подходит для осуществления важных сервисов, например, сервиса передачи данных. В Аликанте располагалась штаб-квартира банка CAM, приобретенного Sabadell на аукционе.

    В уставе банка говорится, что процесс переноса штаб-квартиры не требует проведения экстренного собрания акционеров. Источники Sabadell утверждают, что причиной смены дислокации головного офиса финансового учреждения стало желание сохранить конкурентоспособность и играть на равных с остальными банками Испании. «Банк всегда будет находиться в Испании и, что самое важное, под эгидой ЕЦБ (Европейского центрального банка)», – заявили представители Sabadell.

    Не только Sabadell

    Банковский сектор сильнее всего пострадал из-за сложившейся в Каталонии ситуации. Котировки акций испанских финансовых учреждений во главе с каталонскими вот уже несколько дней находятся в «красной зоне». Caixabank потерял уже 9% стоимости своих акций на бирже, а Sabadell, как уже говорилось, – 12,72%.

    В свою очередь, CaixaBank занял выжидательную позицию. Представители банка говорят о том, что примут необходимое решение в нужный момент.

    Потребление, инвестиции и туризм

    События в Каталонии заставили привести в действие планы на случай форс-мажора не только банковский сектор. Деловое сообщество уже высказывало обеспокоенность по поводу того, что рост недоверия спровоцировал торможение потребления и остановку инвестиций. Вчера министр энергетики и туризма Испании Альваро Надаль сказал, что в Каталонии замечено «торможение» туристического сектора.

    Хотя влияние референдума о независимости пока еще не отразилось на экономике в полной мере, уже наблюдаются первые признаки беспокойства среди инвесторов. Прямые иностранные инвестиции в Каталонию упали на 10% во втором квартале года, тогда как по всей стране они выросли на 13%.

    Экспорт

    Гипотетическая независимость Каталонии отрицательно сказалась на экономике региона. Согласно источникам правительства, объем экспорта Каталонии на остальную территорию Испании упал на 50%, в ЕС – на 10%, на другие международные рынки – на 5%. В случае выхода из состава Испании, Каталония окажется вне ЕС и вне ВТО, что приведет к возникновению соответствующих коммерческих барьеров. Особенно сильно пострадает торговля с остальной Испанией –основным рынком автономии.

    И это только начало. Если Женералитат пойдет до конца в осуществлении своих сепаратистских планов, предпринимательский сектор Каталонии ждет юридическая незащищенность, утечка капитала и ограничение его свободного передвижения.

    Позиция крупных предприятий

    За последние несколько лет многие крупные компании, не желающие жить в постоянном страхе за свой бизнес, приняли решение покинуть Каталонию. Речь идет о таких предприятиях, как Naturhouse, Grifols, Suez. Последний громкий уход – случай компании Oryzon, сообщившей вчера о переносе штаб-квартиры в Мадрид.

    Еще одна крупная каталонская фирма Gas Natural Fenosa пока не высказала свою официальную позицию по поводу происходящего. Представители компании лишь заявили, что их представительства открыты на всей территории полуострова и во многих странах, и факт, что главный офис находится в Барселоне, не имеет существенного значения.

    Автомобильная промышленность

    Автомобильный сектор замер в ожидании дальнейшего развития событий. Заводы SEAT (Марторель) и Nissan (Zona Franca), на долю которых приходится 555 000 из 2,8 млн производимых в Испании транспортных средств, не скрывают своего беспокойства по поводу возможной декларации независимости. Напомним, что эти заводы уже пострадали от проведенной в Каталонии во вторник всеобщей забастовки: испанская компания потеряла 10% дневной выработки, а японская – 20%. 

    ИЕ

    Статья оказалась полезной?

    Да

    (0) (0)

    espanarusa.com

    Кризис в Испании - шанс для Европы

    Официальная реакция ЕС на полицейское насилие во время референдума о независимости Каталонии равносильна умыванию рук. Заявлять, как сказал президент Европейской комиссии, будто это внутренняя проблема Испании, находящаяся вне компетенции ЕС, есть лицемерие высшей марки.

    Конечно, лицемерие давно уже стало основой поведения ЕС. Его официальные лица без сожалений вмешивались во внутренние дела государств-членов – например, требуя отставки избранных политиков за отказ от урезания пенсий беднейших сограждан или распродажи государственных активов по смехотворным ценам (что я испытал на себе). Но когда правительства Венгрии и Польши открыто отказались от основополагающих принципов ЕС, невмешательство внезапно стало неприкосновенным правилом.

    Каталонский вопрос имеет глубокие исторические корни, как и национализм в более широком смысле. Но разве «прорвало» бы его так, как это случилось недавно, если бы Европа не запустила до такой степени кризис в еврозоне, начиная с 2010 года, загоняя в непрекращающуюся стагнацию Испанию и остальные страны европейской периферии, в то же время создавая предпосылки для ксенофобии и моральной паники, когда беженцы начали пересекать внешние границы Европы? Пример иллюстрирует эту связь.

    Барселона, блистательная столица Каталонии – богатый город с профицитом бюджета. Тем не менее многих его жителей не так давно лишили жилья испанские банки, ранее спасенные от банкротства за налоги, собранные с этих же людей. Результатом стало создание гражданского движения, которому в июне 2015 года удалось провести Аду Колау в мэры Барселоны.

    Среди обязательств Колау перед жителями Барселоны было сокращение местных налогов для малых предприятий и домохозяйств, помощь бедным и строительство жилья для 15 000 беженцев – значительная доля от общего числа, которое Испания должна была принять из таких «прифронтовых» государств, как Греция и Италия. Всего этого можно было бы достичь, не разоряя городской бюджет, а просто уменьшив его профицит.

    Увы, Колау вскоре поняла, что сталкивается с непреодолимыми препятствиями. Центральное правительство Испании, ссылаясь на обязательства государства в отношении директив ЕС о жесткой экономии, приняло законы, фактически запрещающие любому муниципалитету сокращать профицит. В то же время центральное правительство запретило въезд 15 000 беженцев, для которых Колау построила прекрасное жилье.

    По сей день бюджетный профицит продолжается, обещанные услуги и местные налоговые льготы не были предоставлены, а социальное жилье для беженцев пустует. Что такое печальное положение дел приведет к возрождению каталонского сепаратизма – в этом можно было не сомневаться.

    При любом системном кризисе сочетание жесткой экономии для многих, социализма для банкиров и удушения местной демократии порождает ощущение безнадежности и недовольства, которое является питательной средой для национализма. Прогрессивные, не настроенные националистически каталонцы, такие как Колау, оказываются между двух огней: авторитарное правительство страны, использующее директивы ЕС как прикрытие для своего поведения, и возрождение радикального местничества, изоляционизма и атавистического нативизма. Оба эти явления – следствие невыполненного обещания о совместном, общеевропейском процветании.

    Каталония представляет собой отличный учебный пример для демонстрации более широкомасштабной европейской головоломки. Выбор между авторитарным испанским государством и национализмом в духе «снова сделать Каталонию великой» равноценен выбору между президентом Еврогруппы министров финансов еврозоны Йеруном Дейсселблумом и лидером французского ультраправого Национального фронта Марин Ле Пен: жесткая экономия или распад.

    Долг прогрессивных европейцев состоит в том, чтобы отвергнуть как руководство, окопавшееся на уровне ЕС, так и националистический разброд, уничтожающий солидарность и здравый смысл в таких государствах-членах ЕС, как Испания.

    Альтернативой является европеизация решения проблемы, вызванной главным образом системным кризисом в Европе. Вместо того чтобы препятствовать местному и региональному демократическому самоуправлению, ЕС должен поощрять его. В договоры ЕС можно было бы внести поправки, закрепляющие право региональных правительств и городских советов, таких как Каталония и Барселона, на бюджетную автономию и даже на собственные фискальные деньги. Им также можно разрешить осуществлять собственную политику в отношении беженцев и миграции.

    Если по-прежнему выдвигается требование государственности и отделения от международно признанного государства, к которому они принадлежат, ЕС может ввести кодекс поведения для отделения. Например, он мог бы оговорить, что разрешит референдум о независимости в том случае, если запросившее о нем региональное правительство выиграло выборы абсолютным большинством голосов, уже имея это требование в своей программе. Кроме того, референдум должен проводиться по меньшей мере через год после выборов, чтобы была возможность провести основательное, спокойное обсуждение.

    Что касается нового государства, оно должно быть обязано поддерживать как минимум такой же уровень финансовых трансфертов, как и раньше. К примеру, богатая Венеция могла бы отделиться от Италии, если она будет продолжать финансовые трансферты в пользу Юга. Более того, новому государству нужно запретить устанавливать новые границы и обязать гарантировать его резидентам право на тройное гражданство (новое государство, старое государство и Европа).

    Каталонский кризис – это недвусмысленный намек от истории, что Европе необходимо выработать новый тип суверенитета, который укрепляет города и регионы, ликвидирует национальный партикуляризм и поддерживает демократические нормы. Немедленную пользу от этого получат каталонцы, жители Северной Ирландии и, возможно, шотландцы (которые таким образом выхватят эту возможность из пасти Брексита). Но в более долгосрочной перспективе пользу от этого нового типа суверенитета получит Европа в целом. Общеевропейская демократия – необходимое условие для того, чтобы Европу стоило спасать.

    Project Syndicate, 2017

    Loading...

    vlast.kz


    Смотрите также