Кто такие баски на самом деле. Кто такие баски в испании


Баски — самый загадочный народ Европы

На границе Испании и Франции, в горной области на побережье Бискайского залива проживает один из самых удивительных народов Европы — баски. Об их происхождении до сих пор нет единого мнения среди ученых, а уникальный язык не имеет ближайших родственников не только среди европейских языков, но и по всему миру.

Баски не имеют своего государства, но они проживают на территории под названием Страна Басков, которая расположена в Пиренеях, большей частью в Испании, а также во Франции. Несмотря на тысячелетия жизни по соседству с другими европейскими этносами, баскам удалось сохранить свой уникальный язык и свою культуру практически в неизменном виде. На сегодняшний день на родном языке говорит лишь часть басков — около 1 миллиона человек, а общая численность басков на территории Европы оценивается в 3 миллиона человек. Помимо европейских представителей этого народа, в мире насчитывается еще около 10 миллионов басков и их потомков, иммигрировавших в разные страны Нового Света.

Баски — самый загадочный народ ЕвропыРасположение Страны Басков на границе Испании и Франции

Язык басков, который называется эускара, один из немногих, чье место в мировой классификации языков до сих пор не определено. Лингвисты не относят его ни к одной из известных семей и групп по причине его высокой уникальности. Предпринимались попытки найти общие связи между эускара и арабским языком, японским и языками кочевых племен Западной Африки, а также с диалектами народов Кавказа. Достоверно установленным можно считать лишь то, что баскский язык происходит от аквитанского, распространенного в Аквитании до завоевания римлянами и просуществовавшего до раннего Средневековья. Не так давно французские лингвисты доказали, что эускара является автономным языком, который сформировался около восьми тысяч лет назад и с тех пор развивается самостоятельно. Исследователи признали язык эускара единственным доримским языком Европы, который сохранился до нашего времени.

Баски — самый загадочный народ ЕвропыНа фото: Бильбао — крупнейший город Страны Басков

Отчаявшись выяснить происхождение басков при помощи языковой принадлежности к той или иной группе, исследователи обратились за помощью к генетикам. Но и они скорее добавили загадок, нежели внесли ясность в этот вопрос. Оказалось, в генетическом плане баски также далеки от всех народов Европы и имеют высокую степень уникальности. После исследования ДНК басков ученые сделали вывод о том, что те являются потомками земледельцев первой волны переселенцев, которые проникли в Европу около 7500 лет назад. А их уникальная генетика обусловлена длительной дальнейшей изоляцией от всех остальных этносов и народов, в том числе и от последующих переселенцев с других континентов. Но другие специалисты придерживаются иной точки зрения, согласно которой этот народ обитает в Европе как минимум последние 35 тысяч лет. Археологи проводили исследования захоронений, обнаруженных на территории страны Басков, датированные разными периодами. Они не нашли ни одного свидетельства, позволяющего говорить об изменении состава населения в этой области на протяжении всего времени, от кроманьонцев до появления римлян. Поэтому выдвигаются версии их непосредственного происхождения от кроманьонцев, обитавших на этой территории.

Баски — самый загадочный народ Европы

Еще одной отличительной чертой басков является самый высокий среди всех европейских народов показатель отрицательного резус-фактора крови, доходящий до 25%. Другой интересной особенность является значительное преобладание носителей первой группы крови (до 55%), в то время как третьей группы крови у басков практически не обнаружено. Как считают исследователи, изначально баски имели только первую и вторую группы крови, а третья в минимальном количестве появилась в результате их частичного смешения с другими народами.

Таким образом, точка в определении происхождения басков окончательно не поставлена. Исследователям еще предстоит много работы. Возможно, в будущем, с появлением новых методов и технологий мы узнаем историю происхождения этого самобытного и во многом уникального народа Европы.

travelask.ru

Баски - это... Что такое Баски?

Территории расселения басков в Испании и Франции

Ба́ски (баск. Euskaldunak, исп. Vascos, фр. Basques) — народ, населяющий т. н.

баскские земли в северной Испании и юго-западной Франции.

Баскский язык (называющийся по-баскски Euskara) считается изолированным языком. Происхождение басков является предметом дискуссий[2]. Достоверно установленным можно считать лишь то, что баскский язык происходит от аквитанского языка, распространённого в Аквитании до завоевания римлянами и просуществовавшего до раннего Средневековья[3]. Морфологически баскский язык напоминает язык иберийцев (древнейшего населения Испании), но является не его потомком, а скорее отдалённым родственником. Дискуссионными остаются вопросы о родстве басков с кавказскими народами или с древним доиндоевропейским населением Европы.

Численность басков в Испании оценивалась в 2008 году в 2 359 400 человек, во Франции — 230 200 чел. Кроме того, около 15 млн чел. в различных странах мира (главным образом, в Латинской Америке) имеют баскское происхождение[4]. Из проживающих в Испании и Франции басков лишь одна треть владеет баскским языком.

Общее число только носителей баскского языка составляет более 700 тыс. человек (по данным 1991 — около 660 тыс. чел. в Испании и 80 тыс. во Франции, есть носители на обоих американских континентах).

Этимология

Испанское слово vasco («баск») произошло от лат. Vasco (множественное число — Vascones) — название древнего народа васконов, обитавшего в испанской Стране Басков в доримский и римский период[5]. Помимо васконов, в генезисе басков участвовал близкородственный им народ аквитаны, возможно, также кантабры, в связи с чем у современных басков наблюдается значительная диалектная раздробленность.

Генетика

Недавние генетические исследования подтвердили, что у многих западных европейцев, включая значительное число испанцев, португальцев, англичан, ирландцев и французов, есть общие корни с современными басками, которые можно обнаружить у жителей баскских областей Испании и Франции, по анализам Y-хромосомы и митохондриальной ДНК[6]. У басков, среди всех народов мира, самое высокое преобладание отрицательного резус-фактора[источник не указан 542 дня]. Считается, что древние предки басков, обладатели этих аллелей, совершили путешествие по Атлантическому побережью в периоды Верхнего Палеолита и Мезолита.

Генетик Спенсер Уэллс, директор (en:Genographic Project) под эгидой National Geographic отметил, что генетически баски идентичны населению других регионов Иберийского полуострова[7].

Палеогенетические исследования (на основе изучения митохондриальной ДНК), осуществлённые UCM[8], показали, что генетический набор баскского населения совпадает с типичным генетическим набором большей части европейского населения, восходящим к доисторическим временам[9]. От гаплогруппы U5 митохондриальной ДНК, которая предположительно попала в Европу в период верхнего палеолита[10], произошли такие варианты, как U8a, свойственный Стране Басков, который также считается возникшим ещё в доисторическую эпоху[11], а также гаплогруппа J, также широко распространённая среди басков[11]. С другой стороны, гаплогруппа V, часто встречающаяся среди саамов[12] и некоторых басков, происходит от доисторического населения Европы.

Исследования Асуальде и др.[13] митохондриальной ДНК, обнаруженной в человеческих останках из доисторического некрополя Альдайета (Aldaieta) в Алаве (es:Álava) показали отсутствие различий между ДНК останков и ДНК современного населения атлантического побережья Европы.

Исследования Питера Форстера (en:Peter Forster)[14] позволяют предположить, что около 20 000 лет тому назад люди нашли убежище в областях у Берингова пролива и в Иберии, при этом в Иберии были представлены гаплогруппы H и V, а также, что жители Иберии и юга Франции повторно заселили около 15 000 лет назад часть Скандинавии и север Африки[15][16].

Исследования гаплогрупп Y-хромосомы показывают генетическое родство между басками, с одной стороны, и кельтами Галлии и Ирландии, с другой[17]. Как считает профессор Оксфордского университета Стивен Оппенгеймер, основная часть современного населения Британии происходит от людей, нашедших убежище в Иберии в период последнего оледенения, откуда они позднее мигрировали на север[18][19][20][21].

С другой стороны, ряд других исследований отмечают генетические различия внутри басков[22].

В любом случае, гаплогруппа R1b Y-хромосомы, возникновение которой восходит ко времени последнего оледенения, как минимум 18 500 лет назад[23], когда человеческое население было сконцентрировано на юге Европы, является характерной для западноевропейского населения, причём её максимальная частота наблюдается в Уэльсе (89 %), Стране басков (88 %) и Ирландии (81 %). Западноевропейское население с гаплогруппой R1b, по-видимому, произошло от тех людей, которые нашли на Иберийском полуострове климатическое убежище, и относившихся в основном к субкладу R1b1c (R1b1b2 или R1b3). Во время аллерёдского потепления, около 12000 лет назад, потомки этого населения вновь колонизировали Западную Европу[18]. Редкая разновидность данной гаплогруппы, R1b1c4 (R1b1b2a2c) также часто встречается среди басков, как во Франции, так и в Испании. Разновидность R1b1c6 (R1b1b2a2d) встречается среди басков с высокой частотой, 19 %[24].

В свете вышесказанного интересен тот факт[25], что у басков существовал обряд воздушного погребения, такой же как у некоторых финно-угорских народов, некоторых народов Кавказа и индейцев Северной Америки.

История

В доисторические времена народы, предположительно родственные баскам, были широко распространены в западной Европе, населяя территории Испании (иберы и васконы), Франции (аквитаны) и южную Бельгию. Указанные культуры, наряду с лигурами в Италии, являются потомками экспансии в конце мезолита — начале неолита культуры кардиальной керамики вдоль средиземноморского побережья Западной Европы. На основании характерной топонимики данных мест ещё в XIX веке была предложена гипотеза о лигурском субстрате. Хотя баскский язык не является прямым потомком иберского, испанский лингвист Э. Ордунья Аснар установил сходство иберских и баскских морфологических показателей, а также системы числительных[26].

В конце бронзового — начале железного века иберы, а также предки басков — аквитаны и васконы — были потеснены кельтами[27].

Гипотеза поздней миграции басков не оспаривает их связь и состоит в том, что их предки до V—VI вв. н. э. обитали лишь на территории Аквитании (ныне Франция), и мигрировали в Испанию в ходе Великого переселения народов.

До X века страна басков вместе с провинцией Наварра образовывало Королевство Наварра, которое впоследствии вошло в состав Испании и Франции. До середины XIX века баски пользовались особыми правами и располагали некоторой автономией по отношению к испанской короне.

За всю свою историю у басков лишь однажды было собственное государство (не считая, конечно, средневековых Наварры и Васконии): во время Испанской гражданской войны баски в октябре 1936 провозгласили республику Эускади, которая, однако, уже в июне 1937 перестала существовать.

Политика Франко была направлена на ассимиляцию басков, само использование баскской национальной символики было объявлено преступлением. Тем не менее, усилиями лингвиста А. Товара в 1950-е гг. в Саламанкском университете была создана первая в Испании кафедра баскского языка и литературы. Значительную роль в распространении преподавания на баскском языке сыграл также друг Товара, лингвист-диссидент Кольдо Мичелена.

В конце эпохи диктатуры Франсиско Франко образовалась подпольная баскская организация Эускади Та Аскатасуна (Баскония и свобода), известной под аббревиатурой ЭТА. Её целью было освобождение от диктатуры и основание независимого баскского государства. Для этого она использовала тактику террористических актов, которые она проводила по всей Испании. В качестве одного из методов финансирования ЭТА шантажировала предпринимателей и принуждала к уплате так называемого «революционного налога», занималась также ограблениями банков и похищениями людей для получения выкупа.

Область проживания

Народы Баски, также называющие себя эускалдунаки, проживают на территории Испании — провинция Наварра, Гипускоа, Биская, Алава, а также территории Франции — департамент Атлантические Пиренеи. Численность населения в Испании оценивается в 2008 г. в 2360 тыс. человек, во Франции около 230 тыс. человек. В XVI в. северные районы территории Басков вошли в состав Франции. Южные районы с конца XV — начала XVI века находятся в составе единого Испанского государства, в котором до второй половины XIX в. Баски сохраняли свои вольности (фуэрос). Потомки басков образуют крупные и влиятельные группы в Аргентине (3 млн.чел.), Чили (до 4,5 млн.чел.), Мексике (2,5 млн.чел.), Кубе (до 1,5 млн.чел.), Бразилии (1 млн.чел.), США и других странах.

Баскский язык

Национальная гордость басков — «эускара» (баскский язык), единственный реликтовый язык в юго-западной Европе, сохранившийся ещё с доримских времен. Его происхождение до сих пор не раскрыто, и он считается изолированным языком.

Баскский язык распадается на ряд диалектов, весьма сильно отличающихся друг от друга. Унифицированный литературный баскский язык создал в 1960-е гг. лингвист Кольдо Мичелена.

Гипотезы происхождения баскского языка

Существует множество гипотез, связывающий баскский язык с теми или иными семьями языков или конкретными языками.

Немецкий филолог Хуго Шухардт (1842—1927) выдвинул гипотезу о том, что баскский язык имел генетическую связь с ныне исчезнувшим иберийским, и что оба эти языка имеют семито-хамитскую основу.[источник не указан 326 дней] Но, несмотря на все предлагаемые теории, древние иберийские надписи, обнаруженные в восточной Испании и на средиземноморском побережье Франции, пока не расшифрованы. Расширением иберийской гипотезы является предположение о связи басксого языка с лигурским, выдвинутое А. Жубэнвиллем, Ю. Покорным и П. Кречмером.

Другая гипотеза, выдвинутая советскими лингвистами А. Манделеевым и А. Кикнадзе и поддержанная Ю. В. Зыцарем, заключается в том, что баскский и «иберо-кавказские языки» родственны, предполагая, что прародина басков находилась на территории современной Грузии, которую они покинули примерно 3,5 тыс. лет назад.[источник не указан 326 дней]

В 1928 году в книге под названием «Алародии и Протобаски» («Alarodiens et proto-basques»), вышедшей в свет на французском языке в Вене, известный немецкий филолог Иосиф Карст публикует результаты своих собственных исследований. Углубленно изучив армяно-баскскую теорию, Карст приводит более чем 300 армяно-баскских лексических сходств, большое количество совпадающих элементов фонетики и грамматики, включая системы склонения, спряжения[28].

В 1980-х гг. С. А. Старостин выдвинул гипотезу о существовании сино-кавказской макросемьи языков, которая включает и бакский язык. Данная гипотеза пока не является общепризнанной, тем не менее, она пользуется большой поддержкой среди сторонников глубинной компаративистики.

Культура

Кухня

Кухня басков считается одной из лучших в Европе, но вовсе не благодаря оригинальным, изощренным рецептам, а из-за использования свежих продуктов. У басков не принято долго хранить продукты. Когда созревают овощи, баски едят блюда из овощей, если забьют барана — едят барана. Культура долговременного хранения продуктов (засаливание, маринование, замораживание) у басков практически отсутствует.

В традиционной баскской кухне почти не используют жаренье (баски предпочитают тушить и варить продукты), а также перец и пряности. Самые популярные блюда — тушеные плавники щуки, треска в белом соусе.

Большой популярностью пользуются рис, грибы, морепродукты и трюфели. Страна басков славится сырами и винами. Баски готовят самые разнообразные десерты из молока, орехов, фруктов и ягод. Одно из оригинальных десертных блюд — «mamia», которое готовится из овечьего молока, которое скисает в деревянных ёмкостях, стоящих на горячих камнях, из-за чего блюдо приобретает аромат дыма.

Национальная одежда

Национальный женский костюм выглядит очень нарядно. Он состоит из короткой куртки-пиджака чёрного цвета (его обычно украшают шнуровкой, золотым или серебряным тиснением, блестящими аппликациями, кистями) и пышной юбки синего или голубого цвета. На юбку надевается яркий чехол, который может быть разных цветов. Некоторые носили корсеты, надевая их на длинные белые рубашки. Самые популярные материалы, используемые для костюмов — ситец и бархат. Прически украшались шелковыми и батистовыми цветными бантами. Повседневной обувью были тканевые босоножки на деревянной подошве, праздничной — туфли на среднем каблуке. Из украшений чаще всего использовались разнообразные бусы. Их использовали и для украшения причесок, бусинами расшивали костюмы и обувь. Головные уборы девушки обычно не использовали, замужние женщины носили красную или бордовую мантилью.

Национальный мужской костюм: короткие узкие брюки до колен коричневого или чёрного цвета, жилет и куртка (кожаные или из плотной ткани темного цвета), черные длинные чулки и такого же цвета широкий пояс. Мужская одежда украшалась серебряными или металлическими блестящими пуговицами. Самой распространенной обувью были кожаные башмаки на низком каблуке. Многие мужчины носили белую пелерину из шерстяной ткани и традиционный баскский берет.

Сохранились и поздно-средневековые (XVI век) образцы одежды басков. Это грубо сделанные накидки из овечьих шкур с вырезом для головы, по бокам сшитые грубой нитью. Реже использовались шкуры коз[29].

Уклад жизни и характер

Баски, живущие в горных районах, которые весьма далеки от промышленных центров, ведут замкнутый образ жизни и очень религиозны. Большинство из них — ортодоксальные католики.

Интересные факты

Алексис Шнайдер сообщает [30]:

«Уникальность басков заключается в том, что этот народ имеет определённые психофизиологические особенности: глазодвигательные функции басков не соответствуют классическим европейским стандартам. В психологии и медицине замечено, что человек (житель Европы, Северной Африки, Ближнего Востока) поднимает глаза, когда вспоминает (влево вверх) какой-либо зрительный образ или пытается его сконструировать (вправо вверх). Человек смотрит вбок, вспоминая (влево вбок) или конструируя (вправо вбок) слуховые образы. Человек опускает глаза, когда задумывается или вспоминает какое-либо физическое ощущение. У басков эта "технология" не работает.»

Известные баски

Question book-4.svg В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 12 мая 2011.
  • Абд ар-Рахман III — кордовский халиф X века (басками были его мать и мать отца)
  • Алонсо, Хаби — опорный полузащитник футбольного клуба «Реал Мадрид» и национальной сборной Испании, чемпион Европы 2008 года и мира 2010 года. По данным transfermarkt.de, на 1.04.2012 его трансферная стоимость составляет 35 млн евро.
  • Ануй, Жан — драматург
  • Агирре, Лопе де — испанский конкистадор
  • Агирре, Хавьер — бывший мексиканский футболист, ныне главный тренер сборной Мексики. Один из самых успешных мексиканских тренеров в истории
  • Бароха, Пио — испанский писатель
  • Боливар, Симон — борец за независимость стран Южной Америки
  • Гарате, Гоцон — писатель и лингвист
  • Хулен Герреро — испанский футболист
  • Дассари, Андре — оперный певец и шансонье
  • Доминго, Пласидо — оперный певец (баск по матери)
  • Дешам, Дидье — футболист, капитан сборной Франции, чемпион мира (1998) и Европы (2000)
  • Мугуруза, Фермин — певец и музыкант
  • Ибаррече, Хуан Хосе — президент Страны Басков, сторонник независимости от Испании
  • Ибаррури, Долорес — испанская революционерка
  • Ибаррури, Рубен — Герой Советского Союза, сын Д. Ибаррури
  • Камдессю, Мишель — финансист, бывший директор-распорядитель Международного валютного фонда
  • Хавьер Клементе — испанский футболист и тренер
  • Биксан Лизаразю — футболист, защитник, чемпион мира (1998) и Европы (2000) в составе сборной Франции, обладатель кубка Лиги Чемпионов в составе «Баварии» Мюнхен сезона 2000/01.
  • Лойола, Игнатий — основатель ордена иезуитов
  • Перон, Эва — первая леди Аргентины
  • Пако Рабан — модельер
  • Равель, Морис — композитор
  • Сарасате, Пабло — композитор
  • Субисаррета, Андони — вратарь национальной сборной Испании (1985—1998), рекордсмен по количеству проведенных матчей за сборную
  • Мигель де Унамуно — испанский философ, писатель, общественный деятель
  • Урданета, Андрес — испанский мореход
  • Урдангарин, Иньяки — герцог Пальма-де-Майоркский, гранд Испании, испанский спортсмен, гандболист. Муж младшей дочери Короля Испании Хуана Карлоса I
  • Харламов, Валерий — известный советский хоккеист, восьмикратный чемпион мира, двукратный олимпийский чемпион. Баск по матери.
  • Элькано, Хуан Себастьян — мореплаватель, завершивший экспедицию Магеллана
  • Фернандо Льоренте — футболист, нападающий, игрок футбольного клуба «Атлетик» Бильбао и сборной Испании, чемпион мира 2010 года,чемпион Европы 2012. По данным transfermarkt.de его трансферная стоимость на 07.08.2012 составляет 30 млн евро.
  • Унаи Эмери — испанский футбольный тренер, бывший футболист. Возглавлял московский «Спартак»

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 4 IV. Inkesta Soziolinguistikoa Gobierno Vasco, Servicio Central de Publicaciones del Gobierno Vasco 2008, ISBN 978-84-457-2775-1
  2. ↑ Euskaldunen eta euskararen jatorria: egungo begirada problemaren egoeraz | Происхождение басков и баскского языка: обзор современного состояния проблемы
  3. ↑ Aquitanian Language by Jesús Rodríguez Ramos
  4. ↑ Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, статья «Баски»
  5. ↑ Enciclopedia Auñamendi. VASCO
  6. ↑ The New York Times — Breaking News, World News & Multimedia
  7. ↑ Portada elPeriódico.com
  8. ↑ HACIA EL ORIGEN DE LOS VASCOS. SECUENCIAS DE DNA MITOCONDRIAL ANTIGUO DEL PAÍS VASCO. Eva Fernández y otros [1]
  9. ↑ Dupandunlop, Isabelle et. al. (2004) «Estimating the impact of prehistoric admixture in the genome of Europeans»; Molecular Biology and Evolution 21 (7): 1361—1372.
  10. ↑ Maca-Meyer, N., González, A.M., Larruga, J.M., Flores, C. y Cabrera, V.M. (2001) «Linajes mayores del genoma mitocondrial trazan antiguas expansiones humanas»; BMC Genetics, 2: 13.
  11. ↑ 1 2 Alfonso-Sánchez, M.A.; S. Cardoso; C. Martínez-Bouzas; J. A. Peña; R. J. Herrera; A. Castro; I. Fernández-Fernández; M. y M. De Pancorbo (2008) «Mitochondrial DNA haplogroup diversity in Basques: A reassessment based on HVI and HVII polymorphisms»; American Journal of Human Biology 20 (2): 154—164.
  12. ↑ Tambets, Kristiina et.al. (2004) «The Western and Eastern Roots of the Saami—the Story of Genetic „Outliers“ Told by Mitochondrial DNA and Y Chromosomes»; The American Journal of Human Genetics 74(4): 661—682.
  13. ↑ Alzualde A, Izagirre N, Alonso S, Alonso A, de la Rua C. Temporal mitochondrial DNA variation in the Basque Country: influence of post-neolithic events. [2]
  14. ↑ Página web de Peter Forster
  15. ↑ Ice Ages and the mitochondrial DNA chronology of human dispersals: a review Peter Forster [3]
  16. ↑ National Geographic. El haplogupo V
  17. ↑ BBC Genes link Celts to Basques
  18. ↑ 1 2 The origins of the British; autor Stephen Oppenheimer; Editor: Constable and Robinson (11 Sep 2006), ISBN 1-84529-158-1, и того же автора: Myths of British ancestry
  19. ↑ Los británicos descienden de los vascos de la Edad de Hielo. elcorreodigital.com
  20. ↑ Británicos de origen vasco
  21. ↑ Genes link Celts to Basques "On the Y-chromosome the Celtic populations turn out to be statistically indistinguishable from the Basques, " Professor Goldstein said.
  22. ↑ Artículo de Gara El «Indiana Jones del ADN» se fija en la singularidad de los Vascos [4]
  23. ↑ Karafet, Tatiana et.al. (2008) «New binary polymorphisms reshape and increase the resolution of the human Y chromosomal haplogroup tree»; Genome Research 18: 830—838.
  24. ↑ Rosser, Zoë H. et. al. (2000) «Y-Chromosomal Diversity in Europe Is Clinal and Influenced Primarily by Geography, Rather than by Language»; The American Journal of Human Genetics 67(6): 1526—1543.
  25. ↑ [Габуния СЛ. Баскские погребальные обряды и их грузинские параллели Л.1988.С.17.]
  26. ↑ Searcher of regular expressions in Iberian texts by Eduardo Orduña Aznar
  27. ↑ http://www.cultinfo.ru/fulltext/1/001/007/009/9009.htm
  28. ↑ Karst, Joseph. 1928, Alarodiens et proto-basques — «In his main work, „Alarodiens et proto-basques“, Karst bases his views on exclusive linguistic material in order to maintain the hypothesis that the Basque & Armenian languages one but two slightly modified varieties of the same linguistic branch.» — «В своем главном труде „Алародии и Протобаски“, карст основывает свои взгляды на эксклюзивном лингвистическом материале в целях поддержания гипотезы о том, что баскский и армянский языки два слегка модифицированных видa одной и той же языковой ветви.»
  29. ↑ Бароха Х. К. Баски. — М.: Едиториал УРСС, 2004, с.184.
  30. ↑ А.Шнайдер.Народы Кавказа языки...

Ссылки

dic.academic.ru

Происхождение басков: существующие теории

Для современной науки уже привычно, когда она тем или иным способом может вычислить происхождение практически каждого из существующих этносов. Большинство народов мира напрямую связаны с их первоначальной родиной, в противном случае историки отслеживают миграцию народа. Происхождение баскского народа до сих пор является тайной для мировой науки. Кто они такие? Откуда появились? Когда? Все эти вопросы волнуют ученых еще с давних времен.

БаскиБаски

Что мы знаем о современных басках? Их подавляющее большинство на сегодняшний день проживает на севере Испании и юге Франции – так называемой Стране басков. Эта область еще называется Эускаль Эрриа, в нее входит 7 исторических областей: испанские Араба, Бискайа, Гипускоа и Наварра, а также французские Лабурди, Суберроа и Басс-Наварра. Официально у Эускаль Эрриа нет статуса независимого государства, однако в силу исторических событий, в которых баски отважно защищали свою автономию и независимость, сегодня Страна басков обладает широкой автономией: у нее есть собственная правовая система, суды, налоги и законы. Численность этой “страны” составляет около 930 тысяч человек. При этом около 250 тысяч эмигрантов проживают в странах Латинской Америки.

Попробуем разобраться в существующих на сегодняшний день теориях происхождения баскского народа и хоть немного постичь этот загадочный независимый этнос. Согласно одной из теорий, баски являются представителями древней расы иберийцев, которые в древние времена жили на территории всего Пиренейского полуострова и южной Бельгии. Кстати, учеными были найдены следы проживания басков и на территории современной Бельгии, что говорит в пользу этой теории. К племени иберийцев принадлежали также аквитанцы времен Юлия Цезаря, жившие в юго-западной Галлии, они объединяли массу небольших народностей и носили имя “галлы”. Эта теория появилась в 1821 году с легкой руки немецкого ученого Александра фон Хюмбольдта, который основывался на проведенных географических исследованиях, в результате которых он выявил схожесть басков и представителей “пиренейской” – автономной местной палеолитической расы.

Надо сказать, что сами баски с радостью ассоциируют себя с аквитанцами, которые храбро сражались за свою независимость с войсками Юлия Цезаря. Однако у этой теории есть существенный минус – до сих пор точно не установлено происхождение самих иберов, поэтому говорить о родстве басков и иберов пока рано.

Есть теория автономного происхождения басков, которой придерживается 99,9% коренного населения Страны басков, суть которой заключается в том, что баски являются древнейшим коренным народом Пиренеев. Они сами считают себя потомками предка современного человека – кроманьонца. В пользу этой теории свидетельствуют найденные в результате раскопок наскальные рисунки в пещерах Пиренейских гор и остатки первобытных городищ в шельфовой зоне Бретани. Еще один аргумент “за” – это наличие высокой частоты отрицательного Rh-фактора в крови. Это говорит о том, что этот народ часто мигрировал по побережью Атлантики в периоды палеолита и мезолита. Сегодня доказать или опровергнуть эту теорию могут только антропологи или лингвисты.

Схожа с иберийской теорией происхождения басков теория средиземноморской расы. По определению средиземноморской расы, для ее представителя характерны смуглая кожа, темные глаза, темные волнистые волосы и узкий прямой нос, долихокефалия. Таким образом, коренной баск попадает под это описание.            Точно так же, как у иберийской, у средиземноморской теории происхождения басков, не хватает доказательств в антропологическом и лингвистическом планах. Поэтому исследования продолжаются.

Не столь давно появились грузинская и армянская теории происхождения басков. Грузинская теория базируется на сходстве наименований обеих стран, историческом факте существования двух Иберий – грузинской и испанской. Армянская же теория основывается на сильном сходстве баскского и армянского языков. Подтверждением этому выступают надписи на эускара на костях животных, датированные 3-4 веком н.э., найденные при раскопках руин древнего мавзолея в баскской области Витория. Экспертиза надписей установила, что в 30% текста на эускара присутствуют слова идентичные армянским. Дальнейшее изучение армянского языка позволило английскому ученому Эдварду Спенсеру Доджсону даже составить словарь армянско-баскских соответствий: в нем более 600 аналогичных слов! Эти теории требуют дальнейшей разработки.

Есть и немного мистическая теория происхождения басков. Сторонники этой теории полагают, что баски – это потомки атлантов, населявших ранее легендарную Атлантиду, и образовавших на территории Испании колонию для добычи меди.

В заключение стоит сказать, что вопрос о происхождении басков имеет научное и культурно-психологическое значение. Этот народ необычен тем, что через него можно попытаться постичь истоки цивилизации и ту картину мира, которая была в древние времена. То, что данный народ сохранился в своем неизменном виде до сегодняшнего дня – чудо, особенно если учитывать процессы глобализации и ассимиляции культур.

Если ученые смогут дать ответ о происхождении басков, это прольет свет и на генезис многих давно исчезнувших народов – этрусков, лигуров, лузитанов и прочих, и поможет увидеть ту цивилизацию, с которой началась история человечества.

www.biarritz-france.ru

Баски - это евреи? — Booknik.ru

Баски считаются одним из самых загадочных народов мира. Может быть, даже самым загадочным. Буквально все, что с ними связано, окружено ореолом тайны — происхождение, история, появление в Пиренеях и даже внешность. Язык басков не только не принадлежит к индоевропейским языкам — у него вообще нет родственников. Его пытались идентифицировать Вильгельм фон Гумбольдт и языковеды Шухардт, Люшер и Бурсье, выстроившие гипотезу о том, что баскский язык генетически связан с ныне исчезнувшим иберийским и что оба эти языка построены на семито-хамитской основе. Другие исследователи не поддержали идею о семитском родстве, но и одной версии хватило, чтобы басков попытались связать с евреями. В 1900 году вышла в свет книга L'Origine des Basques французского аббата Ж. Эспаньоля, в которой автор доказывал, что баски произошли от спартанских колонистов, а те, в свою очередь, были евреями.

Страна басков разделена на две части: французскую и испанскую. Во французских провинциях все дома белые с красными деревянными элементами, и только в горах сохранились традиционные дома из грубого камня. Баски вообще известны бережным отношением к традиции. В деревнях и городах все от мала до велика играют в пелоту, которая по праву именуется еще и баскболом. Традиционные крестьянские соревнования (например, гонки быков, таскающих за собой тяжеленные грузы) по-прежнему в ходу. Знаменитые береты тоже можно увидеть повсюду, в том числе в современных Сан-Себастьяне и Бильбао, на головах как живых людей, так и скульптур. В этом желании сохранить свою самобытность некоторые тоже усматривали сходство с евреями. К счастью, пока никто не пытался объявить баскские фуэрос (законы о привилегиях) аналогом Галахи, хотя поиски баскско-еврейских связей на разных уровнях и в разных областях не прекратились и по сей день.

Во времена Инквизиции многие испанские евреи бежали в баскскую Байонну (сегодня это столица французской Басконии) и привезли с собой навыки обработки какао. В результате производство шоколада стало "еврейским делом", а Байонна превратилась в неофициальную европейскую столицу горячего шоколада. Испанские районы басков — в особенности их горная часть - также были убежищем многих еврейских беженцев, спасавшихся от Инквизиции. По официальной версии, до изгнания евреев из Испании крупнейшая еврейская община во всех баскских землях была в Витории. Когда в 1492 году евреи покидали Виторию, старейшины города пообещали им не трогать еврейское кладбище. Обещание было выполнено — с годами надгробия, конечно, разрушились, а потом и вовсе исчезли, но все предложения о застройке этой земли встречали один и тот же ответ: "Нельзя!" 450 лет спустя из Байонны в Виторию прибыла делегация потомков изгнанных евреев и предложила освободить Виторию от многовекового зарока. Однако городские власти оставили обещание в силе и вместо застройки воздвигли на месте бывшего еврейского кладбища памятный монумент с магендавидом.

booknik.ru

Кто такие баски на самом деле

Баски носят береты, распевают гимны в честь «Древа Герники». Они отстаивают свою национальную и культурную идентичность,а о происхождении их языка не прекращаются лингвистические споры. Не случайно басков называют самым таинственным народом Европы.

Трудности подсчета

Страны Басков не найти на карте, но именно так ее именует народ, живущий сегодня на территории сразу двух государств – Испании и Франции. «Euskal Herria» («Земля, где говорят по-баскски») - автономия на севере Испании, которая включает три провинции: Бискайя, Алава и Гипускоа. Французская половина Страны Басков – это западная часть Атлантических Пиренеев.Точное количество басков сегодня назвать невозможно. По разным оценкам, во Франции их проживает от 90 до 150 тысяч человек, в Испании – от 600 тысяч до 1,8 млн. Общины басков раскиданы по всему миру: они есть в Аргентине, Чили и Уругвае, в США, Азии, Океании и Африке.

Правда, не все баски по происхождению свободно владеют родным языком. Во Франции, например, только половина говорит по-баскски, и это неудивительно: на протяжении десятилетий власть пыталась «избавиться» от всего, что «противоречило Конституции». Кстати, вполне возможно, что баском был д`Артаньян, поскольку название Гасконь и произошло от слово "баски".

Провозглашенное «единство нации» обернулось тем, что все языки, кроме французского, перешли на нелегальное положение. Официально они, конечно, не запрещались, но им предлагалось существовать исключительно на бытовом уровне.

Эускара

Баскский язык – эускара - уникален. Он единственный из европейских языков появился еще до нашей эры и каким-то чудом сохранился до наших дней. Почему под римским влиянием он не исчез, подобно иберийскому или этрусскому?

Возможно, разгадка кроется в обособленности басков, предки которых жили вдали от бушующих войн центральной и восточной Европы и не слишком стремились «подружиться» с соседями, ведя обособленный образ жизни.

Да и процесс романизации не протекал здесь в полном объеме, а после падения Римской империи - и вовсе прекратился. Только вот странно: о ближайших соседях басков - кантабрах и астурах – почти ничего неизвестно, а их языки канули в лету. Лингвист Кольдо Мичелена считал, «выживаемость» баскского языка объясняется его структурой, которая разнится с языками-соседями. Ученый отвергал теорию о родстве баскского и иберского, доказывая, что его родной язык происходит, скорее, от аквитанского – языка племени, населявшего территорию между Пиренеями и Гаронной в доримский период.

Сирота

Попытки найти «родственников» эускара, хотя бы очень-очень дальних, также не увенчались пока успехом. В советской лингвистике была популярна теория о родстве грузинского и баскского – оба принадлежат к группе агглютинативных языков, в которых словообразование осуществляется путем «приклеивания» суффиксов и префиксов с одним значением, и фонетический строй у них похожий. И все же: у двух этих языков больше отличий, чем сходства. Вероятно, существовавшие когда-то «родственники» загадочного языка вымерли, а эускара остался единственным сохранившимся доиндоевропейским языком на территории Западной Европы.

Конец противостояния?

Сегодня по-прежнему баски, порой, ассоциируются с боевиками ЭТА. История сепаратисткой организации ЭТА («Euskadi Ta Askatasuna») зарождалась в конце 50-х годов прошлого столетия. Ее целью стала борьба за независимость и защита национальной идентичности басков.

Репрессивные меры властей привели к ответным шагам: баскские националисты перешли к террору. В 1979 году Страна Басков получила-таки автономию, но ЭТА не сложила оружие и продолжила организацию терактов, большая часть которых была направлена на ликвидацию неугодных политических деятелей, жандармов, военных.

Последний крупный теракт произошел в аэропорту Мадрида в 2006 году. В 2011 году баскские сепаратисты в своем видеообращении призвали власти Испании и Франции к «прямому диалогу», заявив об «окончательном прекращении вооруженной деятельности». Стоит, правда, напомнить, что ранее ЭТА неоднократно заявляла о «перемирии», нарушая затем свои обещания и возобновляя деятельность.

Оружие как искусство

В то время как боевики ЭТА рассматривали оружие исключительно с практической точки зрения, баскские оружейники из испанского городка Эльгойбар сделали его коллекционным предметом искусства. Так, винтовка Arrieta 802 – образец роскоши и демонстрация величайшего мастерства ее создателей.

Трехкилограммовая модель с прикладом из полированного дерева имеет 28-дюймовый, отполированный вручную ствол и гравированный ресивер. Стоимость уникальных винтовок из Страны Басков стартует от 20 тысяч долларов, а новинки с гравировкой от именитых баскских оружейников выставляются в лондонских салонах по цене от 70 тысяч долларов.

Будни и праздники

И все же, считать, что баски слишком воинственны – заблуждение. Они много работают на земле, выращивают виноград и разводят скот. В селах не принято нанимать в помощь рабочих – всё делают сами, при этом редко используют достижения технического прогресса. Для приготовления прекрасного сыра, например, отлично подходит старинный ручной пресс, а для чистки хлевов – обычная лопата.

По выходным ходят в церковь, а по понедельникам играют в традиционную пелоту – эдакий предок сквоша. Подавляющее большинство зрителей – мужчины. А еще они прекрасно проводят время на ежегодном празднике Тамборрада, который собирает на главной площади Сан-Себастьяна множество туристов. Гостей не пугает, что большую часть торжеств придется провести с берушами в ушах – только так с непривычки удастся не оглохнуть от непрекращающейся дроби сотен барабанов, с которыми маршируют довольные жители города.

Символы: берет и Герника

Берет – традиционный мужской головной убор. Считается, что одними из первых его стали носить именно баски еще в XVII-XVIII веках. Правда, сегодня все реже черную (или красную) шапочку можно увидеть на баске в будний день. Ей на смену пришли бейсболки и обычные кепки. И все же для баска берет – национальный символ, стоящий в одном ряду с печально известной Герникой – древней баскской столицей, стертой с лица земли в результате трехчасовой бомбардировки германской авиации 26 апреля 1937 года.

«Древо Герники» - понятие, которое является неотъемлемой составляющей ментальности таинственного народа. Издавна в тени многовекового дуба на главной площади Герники для решения главных вопросов общины собирались представители всех селений. С 30-х годов XIX века собрания стали проводить в специальных строениях, и к тому времени дерево уже стало символом свободы. Ствол старейшего дуба «Отец», упоминавшегося в документах XV века, сохранился у Дома собрания Герники.

Символ свободы изображен на гербах Бискайи и Герники, а неофициальным гимном является песня, прославляющая священное дерево: «Священное древо Герники,/Любимое басками всеми./Дай миру свой плод, мы молим/Тебя, о, древо святое».

Читайте также:

исправить оишбку

cyrillitsa.ru

Кто такие баски и где они живут?

Баски — древний европейский народ, чье происхождение — одна из величайших загадок современности. Их предками называют иберов, аквитанов и кельтов. Самые смелые исследователи утверждают, что народ баски произошел от финно-угров и даже племен Северного Кавказа.народ баскиНе так уж много ассоциаций вызывает у нас слово «баск». Разумеется, Герника. Не столько, впрочем, старинный город, сметенный в 1937 году бомбами «Люфтваффе», сколько великое полотно Пикассо. Конечно, ЭТА-организация, полвека терроризировавшая Испанию и требующая независимости для народа басков. Из «мирной жизни» — кинофестиваль в Сан-Себастьяне и баска, широкая декоративная оборка, которая вшивается в платье или пришивается к блузке по линии талии. Это, кстати, вовсе не лингвистическое совпадение, а традиционная деталь баскского костюма, которую вывел на мировые подиумы великий баск Кристобаль Баленсиага. Да еще, пожалуй, печальная история любви фривольной испанской певички и баскского юноши — помните популярный в СССР фильм «Королева Шантеклера»?

Баски — разделенный народ. В XVI веке границы Европы рассекли их исконные земли прямо по горному хребту, поэтому примерно десятая часть нации народа басков живет во французском департаменте Атлантические Пиренеи. Еще несколько миллионов басков рассеяны по странам Нового Света-Аргентине, Мексике, Бразилии. Подлинными же хранителями древних баскских традиций являются жители Эускади. Мы знаем эту землю как Страну Басков — небольшую территорию на севере Испании, между Бискайским заливом и Пиренеями.

Чем народ баски отличаются от испанцев?Ответить на этот вопрос можно словами героя фильма «ДМБ»: «Мягко говоря, всем». Американский дипломат и писатель Вашингтон Ирвинг писал, что настоящий испанский гранд смугл и не может быть ростом выше трех локтей — это примерно 150 см. А настоящий баск, напротив, высокий, крепко сбитый, светловолосый и светлоглазый, с чертами лица скорее скандинавскими, чем иберийскими. «Это потому, что мы произошли от кельтов, не покорились маврам и едим много молока», — шутят жители баскской столицы Витории-Гастейс.

Про кельтов версия. Про мавров правда. А вот насчет молока — явное преуменьшение. А баскская кухня настолько богата и динамична, что лучше любых исследований расскажет об истории, традициях и менталитете народа басков — от времен римского владычества до наших дней.

gotovlyvkusno.ru

Баски: исторический очерк

В западной части Пиренеев, по обоим склонам Кантабрийских гор и по южному побережью Бискайского залива живет немногочисленный народ — баски. Франко-испанская граница, проходящая по гребню Пиренеев, режет баскскую территорию на две неравные части: южную — большую часть, которая находится в пределах Испании, и меньшую — северную, принадлежащую Франции. Баски населяют в Испании четыре провинции: Бискайя (главный город Бильбао), Гипускоа (главный город Сан-Себастьян), Алава (главный город Витория), Наварра (главный город Памплона). Во Франции баски населяют районы Лабур, Суль, Нижняя Наварра, входящие в департамент Нижние Пиренеи с главным центром Байонной. По административному делению Испании провинции Бискайя, Гипускоа и Алава составляют область, именуемую Страной Басков. Однако в обиходной речи и в специальной литературе все баскские земли в Испании и во Франции также называют Страной Басков или Басконией.

Всего басков насчитывается в Испании 700 тыс. человек, во Франции — 130 тыс. человек (по данным 1959 г.). С XVI — XVII вв. и до нашего времени из Басконии направлялось очень большое число эмигрантов, главным образом в Америку. Потомки давних эмигрантов считаются натурализованными и переписями не учитываются, более поздних эмигрантов на Американском континенте насчитывается десятки тысяч. Они расселены главным образом в Аргентине (50 тыс. человек) и Бразилии (30 тыс. человек), а также в других странах Южной Америки, в Мексике (10 тыс. человек) и США (10 тыс. человек).

В испанских провинциях Басконии сельское население в большинстве баскское по национальной принадлежности. Национальный состав рабочих в этих провинциях довольно разнообразен: басков среди них около 40%, остальные — выходцы из Галисии, Андалусии и других районов Испании и Португалии. Плотность населения в испанской Басконии неравномерна: наиболее населены приморский промышленный район Бильбао и провинция Гипускоа.

Приморская полоса французской Басконии имеет большую, по сравнению с горной, плотность населения и более разнообразный национальный со став: приезжие составляют 14—20% населения, большинство из них испан цы и швейцарцы.

Самоназвание басков — euskaldunak — в буквальном переводе означает «люди, говорящие по-баскски» (баскский язык называется «euskcira», «euske- га», «euskuara» и т. п.). Французы употребляют для обозначения языка и народа термин «Basque», испанцы называют страну «Vasconia», «Las Pro- vincias» или просто «Provincias», население — «los vascos», <dos vascongados», язык — «vascuence» или «vasco». Диалектное членение языка достигает большой дробности: насчитывают 8 основных диалектов и 25 наречий. Диалекты распределяются по двум основным группам: западнобискайская (центр Бильбао) и центрально-восточная, охватывающая восточную часть испанской территории и всю французскую. Главными диалектами считаются нижне- и верхненаваррские, лабурский, сулетинский, гипускоанский и бискайский. В словарном составе баскского языка немало заимствованных слов, в большинстве французских и испанских, много латинизмов, как сохранившихся со времен Римской империи, так и внесенных католической церковью; имеется небольшой процент кельтских, германских и арабских корней.

Область распространения языка эускара с течением времени сокращается. На испанской земле это сокращение стало особенно заметным с конца XVIII и в течение XIX в. О более широком распространении в прошлом языка эускара свидетельствуют топонимы почти всей Пиренейской области. Подавляющее большинство населения испанской и французской Басконии двуязычно. Внутри этой двуязычной зоны в городах, в промышленных центрах и на курортах местное население говорит по-испански или по-французски.

Исторический очерк

Вопрос о происхождении басков до сих пор нельзя признать полностью решенным. Баскский язык, флективно-агглютинативный по своему строю, является, несомненно, единственным живым свидетелем и пережитком того древнейшего языкового слоя Западной Европы, который предшествовал в ней появлению индоевропейских языков. Большинство языков этого слоя было, по-видимому, родственно языку басков, как об этом свидетельствует древнейшая топонимика, распространенная в Испании и во Франции (особенно в прилегающих к Пиренеям областях), а также в Северной Италии.

Несмотря на баскский характер значительного числа топонимов иберийских районов, большинство лингвистов считают баскский и иберийский языки неродственными: основной аргумент тот, что иберийские тексты не поддаются дешифровке с помощью баскского языка. Антрополог Т. Арансади, археолог и этнограф П. Боек Джимпера (или Бош Гимпера) также не считают возможным отождествить культуру и физический тип басков с культурой и типом иберов (первая культура именуется пиренейской, вторая — альмерий- ской). При этом П. Боек Джимпера и ряд других ученых вслед за А. Шуль- теном давно склоняются к мысли о лигурийском происхождении басков. Согласно этой теории, лигурийские племена, к числу которых принадлежали предки басков, населяли в бронзовом веке область Западного Средиземноморья и были впоследствии вытеснены из южной и юго-восточной части этих областей пришедшими из Африки иберами. Это примерно совпадает с той картиной расселения народов, родственных баскам, которую можно нарисовать на основании топонимики. Но трудно сказать, был ли родствен баскскому язык тех лигуров, которые нам известны по археологическим находкам, например, в Италии. Хотя между Лигурией (Северной Италией), Южной Францией и Страной Басков имеется топонимическая общность, но памятников лигурийского языка нет, а археологические раскопки не подтверждают пребывания италийских лигуров на Пиренейском полуострове.

Что касается попыток связать баскский язык с другими языковыми семьями, то несмотря на неудачи прежних исследователей (Н. Я. Марр, Г. Шу- хардт и др.), в настоящее время все более утверждается, как наиболее вероятная, версия баскско-кавказского родства, высказанная в 1930-х годах Р. Лафоном. Однако ряд ученых полагает, что это родство остается еще гипотетичным. Есть мнение, исключающее столь широкие этногенетиче- ские связи и ограничивающее ареал обитания древних басков областью их современного расселения. К такому мнению склоняется, например, уже упомянутый антрополог Т. Арансади, который, исследовав костный материал из раскопок на Пиренейском полуострове, пришел к выводу, что современные баски — это потомки энеолитического западнопиренейского населения.

Баски не подверглись романизации, как все остальное население Пиренейского полуострова. Очевидно, здесь действовали причины не столько географические, сколько исторические: старая рознь басков с иберами и обычная римская политика опоры на одних, менее опасных, в данном случае басков, в борьбе с другими противниками, оказывающими более решительное сопротивление, в данном случае — иберами. Это положение было довольно длительным и успело стабилизироваться. После римского завоевания, на протяжении I тыс. н. э. баски отстаивали свою независимость от аланов и свевов (V—VI вв.), вестготов (V—VIII вв.), франков (VIII—X вв.) и мавров. Кантабрийские горы не только не были захвачены маврами, но служили убежищем для беглецов из других областей полуострова.

Нижняя Наварра и северные баскские провинции на протяжении средних веков были связаны политически с Францией: ими владели то одни, то другие французские феодалы, то короли Капетинги; с 1154 по 1453 г. провинции Лабур и Суль, входившие в состав Гийского герцогства, принадлежали Англии.

Южные области басков вошли в политический союз с королевством Кастилией: Алава и Гипускоа в начале XIII в., Бискайя в конце XIV в. Но и после политической унии (королю Кастилии был присвоен титул правителя Бискайи) баски сохранили фактическую самостоятельность: их страна именовалась «Особыми провинциями», и они до второй половины XIX в. сохраняли свои фуэрос (буквально — права), известные уже в IX—X вв. В средние века каждая баскская провинция имела свои фуэрос и управлялась Генеральными хунтами, для участия в которых от городов, селений и сеньорий общим народным голосованием избирались депутации. Для решения важных дел, касающихся всех провинций, созывалось Национальное собрание в городе Гернике, где под священным дубом — «деревом фуэрос, чести и молитвы»— в отдаленные времена собирался совет старейшин.

Фуэрос в разное время менялись в деталях, а в общих чертах сводились к следующему: король не имел права на земельные владения и на строительство в Басконии, на содержание там армии и флота; баски освобождались от рекрутского набора, а во время войны несли военную службу на определенных условиях; налоги взимались преимущественно для внутренних нужд; в Басконии не должно было быть испанских чиновников, все административные функции бесплатно несли выборные лица из местного населения; местные муниципалитеты не зависели от центрального правительства и могли свободно распоряжаться финансами страны; в торговле были запрещены монополии; еще в XIX в. в области басков существовала своя таможенная система. Каждый новый испанский король, вступая на престол, должен был приезжать в Басконию и клятвенно подтверждать фуэрос.

В XVI в. Северная (Нижняя) Наварра отошла во владение французских королей династии Бурбонов. В начале того же века кастильский король Фердинанд Католик завоевал Южную (Верхнюю) Наварру (она еще с X в. образовала самостоятельное королевство и всегда в политическом отношении стояла несколько особняком от баскских провинций). Так область басков была окончательно разделена между Францией и Испанией.

Во Франции экономическое развитие страны вовлекло в орбиту производства и торговли все малые национальности. Этнические границы внутри страны стирались. В XVIII в. был произведен раздел общинных угодий басков. После революции 1789 г. были отменены их фуэрос, общинные порядки удерживались только в Суле, но и там к середине прошлого века они исчезли. Политическая жизнь провинций Суль, Лабур и Наварра, объединенных в департамент Нижние Пиренеи, с тех пор не отличается от политической жизни всей Франции.

В баскских провинциях Испании общественное устройство существенно отличалось от общественного устройства других частей страны. Еще в конце XVIII  в. практиковались переделы пахотной земли, а столетие спустя сохранялся обычай превращать убранные поля в общественные пастбища. До конца XVIII в. пастбища, леса, пустоши и другие угодья были исключительно общинной собственностью. Позднее были установлены различные системы разделов и переделов этих угодий между общинниками. В общину (bale, balle — буквально «долина») были объединены группы сел, а иногда и города, связанные административно и экономически с окрестными селами.

Западные историки обычно рисуют такую картину жизни басков: свободный народ, живущий по своим законам в автономных областях, где все граждане равны между собой, народ, в среде которого нет деления на благородных и низкорожденных, каждый представитель которого за пределами своей области пользуется правами идальго (испанского дворянина).

В действительности испанская Баскония не была, конечно, свободна от классовых противоречий; ее специфика в этом отношении состоит лишь в известной замедленности и осложненности вызревания классов и классовых противоречий, в том, что эти противоречия облекались в несколько патриархальные формы, что связано с характером эксплуататорской верхушки, которую по преимуществу составляли зажиточные крестьяне (помещичья Верхняя Наварра стоит несколько особняком и меньше отличается в этом отношении от остальной Испании). В отличие от остальных областей страны, прошедших через римское завоевание, а позднее — германское и арабское, положившее начало наследственной аристократии, в Басконии феодальный класс складывался в рамках родовой общины и был связан с ней. Этот процесс получил отражение в самом названии баскского феодала — «pariente mayor», буквально «старший родственник».

Имеет значение и то обстоятельство, что длительный процесс Реконкисты, усиливший феодализм в Наварре, вместе с тем принес баскским крестьянам дворянские гербы, сознание освободителей Испании, дал им фуэрос, которые отнюдь не способствовали внутреннему расслоению и надолго поставили басков в независимое, по существу, положение по отношению к государственной власти.

И позже, в XIX в., в Басконии господствовал антагонизм по отношению к мадридскому правительству. Основной силой национальной борьбы было крестьянство. Опутанное сетью феодальных пережитков, политически отсталое, оно боролось с правительством под руководством местной аристократии, крупной буржуазии и духовенства, под сильным влиянием которого оно находилось.

Католическая церковь сыграла известную роль в формировании национального самосознания басков: мелкое духовенство — небогатое, крестьянское по происхождению (в священники шла значительная часть тех молодых людей, которые по майоратному праву не получали земельного наследства от родителей), находилось в постоянном противоречии с высшим кастильским духовенством и возглавляло борьбу басков за национальную независимость, проходившую под лозунгом: «За бога и вольности!».

Особенно остро идеологическая борьба басков проявилась в их участии в реакционном карлистском движении (первая карлистская война — в 1834—1840 гг., вторая — в 1873—1876 гг.). Суть дела заключалась в том, что наступление на басков со стороны испанского буржуазного государства началось с наступления на их фуэрос. Последние были частью феодальных порядков, но в то же время они были гарантией самого существования баскского национального меньшинства. Движение в защиту фуэрос было началом национального движения и в то же время составляло часть общеиспанского движения за старые, феодальные порядки.

Карлисты проиграли войну. Баски утратили административную самостоятельность, фуэрос были отменены, Баскония подчинена общеиспанской конституции. За баскскими провинциями сохранилось лишь право самостоятельно распределять прямые налоги.

Стремление к национальной независимости не только не угасло в связи с этими репрессиями, но еще более возросло. В 1906 г. на баскском национальном съезде была принята программа возвращения «древних законов» баскам Испании и Франции.

Во второй половине XIX в. в испанской Басконии стала складываться местная национальная буржуазия, которая на первых порах выступала против земельной аристократии, но действия ее всегда были нерешительны, половинчаты. К моменту провозглашения Испанской республики (1931 г.) в баскском национальном движении взяла верх партия горнопромышленников и помещиков, которая сделала неудачную попытку объявить самостоятельное баскское государство.

С начала XX в. на арену классовой борьбы вышел пролетариат. Быстро развивающаяся промышленность Бискайи вызывала приток рабочих из различных мест Испании. Внутри рабочего класса возникали национальные трения, ослаблявшие борьбу за классовые интересы. Однако наиболее сознательная часть рабочих сумела преодолеть эти трения, с 1930-х годов рабочий класс Басконии политически сплотился и выступил как единая сила в борьбе за свои классовые интересы. В июне 1935 г. состоялся учредительный съезд Коммунистической партии Басконии, которая входит в Коммунистическую партию Испании.

В октябре 1936 г. Кортесы торжественно провозгласили автономию Страны Басков. На собрании представителей 400 баскских муниципалитетов у традиционного дуба в Гернике было избрано Временное правительство. Баскский язык стал официальным языком.

С момента фашистского мятежа 1936 г. общественное движение в Басконии резко разделилось на профашистов, центром которых стала отсталая помещичья Наварра, и на сторонников Народного фронта, к которым примкнуло большинство баскского народа, руководимого коммунистической и другими прогрессивными партиями. Пролетариат Басконии, объединясь с баскскими крестьянами, выступил единым фронтом с рабочими, крестьянами, прогрессивной частью мелкой буржуазии и интеллигенции всей Испании против фашизма. Сопротивление баскского народа дало Республике опыт сотрудничества католиков и коммунистов.

Правительство Басконии, которое состояло из промышленников, проявило инертность. Оно ожидало помощи из Мадрида и боялось активизации народных масс. В начале 1937 г. враги двинулись на Бильбао. Несмотря на героическое сопротивление населения, которое бок о бок с Народной армией до последнего момента обороняло город, в июле 1937 г. он был сдан.

Фашисты объявили об уничтожении автономии Басконии. Было запрещено употребление родного языка (так же, как в Каталонии) в общественных местах. Церковь осталась единственным местом, где оратор может выступать на баскском языке. Улицы в баскских городах переименованы по-испански. Верхом издевательства было требование уничтожить на могильных плитах надписи на языке эускара.

Католическая церковь и сейчас пользуется большим влиянием в баскских провинциях и Франции и Испании. Место церковников в общественной жизни басков нелегко определить: наиболее реакционные католические деятели поддерживают Франко и организацию «Опус деи»; другая часть духовенства пытается отмежеваться от франкистского режима. Баскские священники обращаются к епископам Страны Басков, подымая голос протеста против политики централизма, за права любой этнической группы страны на самоопределение.

Трудящиеся испанской Басконии вместе со всем рабочим классом Испании не прекращают борьбу за свои жизненные права. Забастовочное движение прокатилось по основным промышленным районам: по Стране Басков, Каталонии, району Мадрида в 1951 г., в конце 1950-х годов, в 1960 г. Особенно ожесточенная забастовочная борьба, носившая не только экономический, но и политический характер, развернулась в 1962 г.

lib7.com


Смотрите также