Халяль в Испании. Сколько в испании мусульман


Халяль в Испании | islam.ru

Для мусульман всего мира Испания – особая страна. Именно на её территории расцвела блистательная андалусская цивилизация, вобравшая в себя европейскую, арабскую, греческую, финикийскую и многие другие культуры. Сегодня мы имеем возможность побеседовать с истинной андалусийкой и новообращённой мусульманкой Марьям Ариас.

Марьям Исабель Ромеро Ариас давно известна испанской умме своей активностью. Она руководила отдельными проектами в Исламской Федерации Испании (FERRI), была одним из членов Исламской комиссии (CIE), а в 1998 году совместно с единомышленниками основала Институт Халяль. Примечательно, что он находится в Кордове – в том самом городе, который в VIII веке стал центром мусульманской Испании. Сегодня Институт – некоммерческая организация, одно из связующих звеньев между мусульманами и испанским национальным правительством. Институт Халяль отвечает за стандартизацию и сертификацию продукции и услуг для мусульман, контролирует более ста сертифицированных компаний, в том числе поставляющих продукцию на экспорт.

– Госпожа Ариас, расскажите о себе, пожалуйста. Как получилось, что Вы приняли Ислам?

– Я родилась в католической семье и получила католическое воспитание. Когда мне исполнилось шестнадцать лет, я решила оставить родительский дом и начала поиски новой духовной жизни и другого социального устройства, более справедливого и сбалансированного, более уважительного по отношению к человеку по сравнению с тем социальным и культурным окружением, в котором я жила.

В 1994 году я начала общаться с первой испанской мусульманской общиной, основанной в семидесятых годах и состоящей в основном из неофитов, то есть испанцев, принявших Ислам. Эти люди исповедовали в юности другие религии, как и я. Благодаря общению с ними начался путь открытия моих собственных культурных корней, я осознала важность моей родины – Андалусии – в развитии мировой цивилизации, оценила весомость того вклада, который внесла мусульманская Испания в науку, устройство общества и религию.

В результате я почувствовала глубокую связь со своими андалусскими корнями и с великолепным учением моих братьев и сестёр из общины Дар-уль-Салам, возглавляемой в то время президентом Исламского Совета шейхом Мансуром Эскудеро

Абдуссаламом, да одарит его Аллах за усилия в пользу Ислама и за его доброту.

В начале этого века я произнесла шахаду, признавая, что «нет божества, которому следует поклоняться, кроме Всевышнего Аллаха, и что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) – Его раб и посланник», – это был результат моего духовного роста. Таким образом, я стала частью большого сообщества, которое исповедует истинную религию Творца.

– Как Вы стали директором Института Халяль?

– Я давно интересовалась системой производства и сертификации халяльной продукции и могу сказать, что моя работа в Институте Халяль началась с создания его концепции и реализации проекта в 1998 году. Некоторое время я возглавляла департамент маркетинга и планирования, а с 2004 года и до сегодняшнего дня занимаю должность генерального директора.

– Точные цифры, вероятно, трудно назвать, и всё же: сколько мусульман в Испании?

– У нас проживает примерно два миллиона мусульман – это почти 4 % от общей численности населения страны.

 – Расскажите нам об истории индустрии халяль в Испании. Когда в магазинах впервые появилась продукция с маркировкой «halal»?

– Первые продукты халяль появились в розничной торговле в связи с растущей иммиграцией мусульман из Северной Африки, в частности из Марокко и Алжира, но особенно из первой страны, с начала 90-х годов. Отсутствие халяльных продуктов местного производства и свежего мяса, дозволенного в пищу мусульманам, привело к открытию малых скотобоен и мини-рынков, где можно было найти какие-то продукты халяль, импортируемые из Европы, преимущественно из Франции и Бельгии.

В то время некоторые скотобойни поставляли свою продукцию в отдельные магазины в крупных городах, таких как Мадрид и Барселона. Эти скотобойни удостоверяли дозволенность традиционными действиями: наличием забойщика-мусульманина и присутствием во время убоя имама или представителя какого-либо официального исламского сообщества, например Исламского культурного центра Мадрида, спонсируемого Саудовской Аравией.

С появлением Института Халяль постепенно была разработана система сертификации, и продукты, маркированные торговым знаком «гарантия халяль» Исламского Совета Испании (Garantia Halal de Junta Islamica), начали распространяться на основном рынке. Сегодня более чем 400 испанских продуктов халяль продаются внутри страны и экспортируются в разные государства.

– Как развивается халяль-индустрия в Испании? Какие отрасли наиболее хорошо представлены на потребительском рынке?

– Самые первые производители халяля – скотобойни различных видов, иначе и быть не могло. Соответственно, основная продукция халяль – мясо домашней птицы, баранина, говядина. В настоящее время наш Институт регулярно сертифицирует около пятидесяти скотобоен.

Несколько позже появились мясоперерабатывающие предприятия. Производили они в основном колбасы и гораздо меньше – мясные консервы.

С 2006 года самые разные компании производят широкий диапазон сертифицированных продуктов халяль: молочные продукты, полуфабрикаты, готовую еду (в т. ч. кафе, рестораны), пищевые добавки, косметические и лекарственные средства, консервированные продукты и т. д.

– Какая продукция экспортируется Испанией?

– Испания экспортирует различные халяль продукты – от свежих охлаждённых до прошедших предварительную обработку и обработанных продуктов. Главные рынки сбыта находятся в Европе, поскольку здесь проживает более 25 миллионов мусульман. Другие направления экспорта – средиземноморские и североафриканские страны; некоторые компании экспортируют свою продукцию в ближневосточные страны.

– Что импортируют испанские производители и поставщики продукции для мусульман?

– Испанский рынок халяль по-прежнему импортирует некоторые традиционные продукты из средиземноморских стран из-за привычек многих потребителей-мусульман к характерным специям и способам приготовления пищи. Испанские производители связаны с мировым рынком сырья халяль. Например, ввозятся различные добавки, желатины, соусы, сыры и др. Эти продукты импортируются по разным причинам: политика многочисленных коммерческих групп, высокие цены или отсутствие необходимых компонентов у испанских поставщиков.

– Расскажите подробнее об Институте Халяль.

– Институт Халяль был основан в 1998 году, но мы потратили более четырёх лет, чтобы разработать систему халяль-сертификации, которая отвечала бы всем юридическим и качественным требованиям, которые тогда существовали. Мы стремились учесть все аспекты, отражённые в Коране, Сунне и исламской традиции, по вопросам дозволенного и запретного.

Наши усилия были направлены на создание такой системы стандартов, которые соответствовали бы вызовам продовольственной технологии двадцать первого века. Для этого потребовалось изучить различные системы стандартизации и сертификации, существующие сегодня в мире. В основу наших стандартов положены стандарты Малайзии

и Индонезии, одобренные официальными исламскими организациями. Мы сделали комбинацию этих источников с другими видами стандартов, такими как экологические. Это, в свою очередь, поспособствовало развитию производства экопродуктов и позволило нам определить собственную модель стандартов, которые комбинируют научные разработки с религиозной этикой.

Мы нашли возможность зарегистрировать торговую марку гарантии качества халяль. Эта марка получила признание Исламского Совета в августе 2003 и стала единственной юридически признанной в Испании торговой маркой, гарантирующей халяль.

– Как происходит процедура сертификации в Вашем Институте?

– Компании, заинтересованные в получении нашего сертификата халяль, одобренного Исламским Советом, должны выполнить ряд требований, содержащихся в документе под названием «Инструкция для использования торговой марки Гарантии Халяль Исламского Совета», а также дополнительные требования, описанные в Руководстве к процедуре сертификации.

Компания предварительно знакомится с обоими документами, чтобы знать, как должна быть реализована система гарантии халяль в производственном процессе. В то же время производители получают от Института Халяль все необходимые советы и консультации, касающиеся индивидуальных вопросов стандартизации и сертификации халяль в различных отраслях промышленности.

Как только компания отвечает начальным требованиям, перечисленным в документации, она вносится в регистр Института Халяль. После чего группа специальных инспекторов-аудиторов, как правило, имеющих образование в области ветеринарии, химии или технологии пищевой промышленности, проводит ревизию производства на предмет соответствия стандартам халяль.

В ходе проверки инспекторы отслеживают медицинские и санитарные параметры сырья и его источников, проверяют поставщиков, инструктируют персонал и т. д. Кроме того, в случае необходимости образцы компонентов и конечных продуктов отправляются в специально аккредитованную лабораторию, чтобы провести анализ ДНК и подтвердить наличие либо отсутствие запрещённых элементов. Таким образом, мы можем дать ещё большую гарантию потребителям.

Затем аудитор независимой исламской организации Audhalal даёт положительное или отрицательное экспертное заключение, включающее все аспекты проведённой проверки, и направляет его в Институт Халяль и руководству сертифицируемой компании. В случае одобрения Институтом Халяль, после внутренней оценки и утверждения религиозным департаментом компания получает сертификат соответствия халяль и разрешение использовать марку Garantia Halal de Junta Islamica. Конечно, компания должна подписать контракт с Институтом Халяль, который охватывал бы ясно и конкретно любые вопросы, связанные с правилами использования такой маркировки на своей продукции. Это примерная процедура сертификации халяль, которую мы применяем.

– Какие организации принимают участие в сертификации халяль в Испании, кроме Вашего Института?

– Есть сертификаты халяль, которые выдают исламские центры или отдельные мусульмане на некоторых бойнях и в ресторанах, расположенных вблизи местных мусульманских общин в различных районах Испании, но только одна организация имеет законное право выдавать свидетельства, имеющие юридическую силу, – это Институт Халяль Испании.

– Признаются ли в Вашей стране сертификаты халяль, выданные сертифицирующими органами зарубежных стран, и наоборот?

– За время своего существования Институт Халяль Испании проделал большую работу для того, чтобы получить одобрение и признание марки Garantia Halal de Junta Islamica от других авторитетных исламских организаций и органов сертификации халяль. Благодаря этой работе испанские компании могут экспортировать халяльную продукцию почти во все страны мира.

В случаях когда органы сертификации не являются государственными, мы подписываем соглашения о взаимном сотрудничестве, которые обеспечивают нам условия партнёрства и облегчают работу производителей в сфере международной халяльной индустрии. Мы также активно участвуем в создании фундаментального Международного Стандарта Халяль и внимательно наблюдаем за подобными проектами различных исламских институтов: IHI Alliance,

World Halal Forum, OIC и т. д.

– Возможно ли, по Вашему мнению, создание единой системы сертификации халяль для всех стран?

– Я считаю, что не только возможно, но и необходимо. Наличие ISO-стандарта  в значительной степени облегчит перемещение товаров и услуг на рынке и поможет небольшим исламским организациям, как наша, участвовать в процессе сертификации халяль, предоставляя все виды гарантий. Международные организации, такие как IHI Alliance, должны обеспечить надлежащую реализацию стандарта халяль. Необходимо создать группу экспертов-аудиторов, которые будут консультировать сертификаторов и контролировать использование стандарта.

В странах, где мусульмане являются религиозным меньшинством, необходимо правовое регулирование, которое защитит нас от непрерывной атаки исламофобов, называющих наш образ жизни и пищевые привычки варварскими и примитивными. Необходимо признать стандарты халяль на государственном уровне, что сразу же остановит возможные атаки со стороны представителей ультраконсервативной идеологической позиции, с которой мы сталкиваемся сейчас в Европе.

Биографическая справка

(Марьям) Исабель Ромеро Ариас.

Родилась в 1957 году в Мадриде, с 1981 года живёт в Кордове.

Замужем, мать двоих детей 7 и 9 лет.

В 2003 году официально приняла Ислам.

Работала аналитиком в психосоциологических исследованиях рынка (1982–2004).

В 1982–1991 годах – эксперт в маркетинговых исследованиях, социальный аналитик многих испанских организаций, маркетолог, в 1988–1996 гг. – социальный консультант Enresa.

Консультант Исламского Совета Испании (1994–2009).

Директор проектов испанской Федерации исламских религиозных организаций (FEERI) (2004–2006).

Основатель Института Халяль Исламского Совета (1999).

Генеральный директор Института Халяль с 2004 года.

Имеет ряд научных исследований и публикаций по социологии и этнографии, в том числе исследования андалусской молодёжи и молодёжи города Кордовы, исследования проблем взаимодействия коренного населения и мигрантов, вопросов образования андалусских женщин, социокультурной инфраструктуры в Испании. В числе научных интересов госпожи Ариас – и вопросы становления и развития мусульманской общины Андалусии.

Айшат Опиева

www.islam.ru

Что сделали мусульмане с Испанией?

Хасан аль-Басри говорил: «Если у государя будет блеск небесного величия, державность и вместе с тем возвышенное знание, то он приобретёт счастье двух миров, ибо не совершит ни одного поступка без знания, ни в чём не уступит неведению».

История – материальное воплощение замысла Всевышнего по управлению человечеством. Задача историка – в назидание потомкам фиксировать всё доброе и дурное в осуществляемой людьми реализации замыслов Аллаха. Чтобы понять суть нынешних глобальных процессов, в том числе христианизации населения Центральной и Южной Америк, нужно обратиться к событиям, происходившим на Юго-Западе Европы через 70 лет после смерти Посланника Аллаха ﷺ.

Период смуты в Халифате закончился в 697 году. Благодаря совершенной системе административного управления власть Омейядов упрочилась. В это время в Египте начался экономический подъём. Там наместником был брат халифа Абд аль-Малика Абд аль-Азиз. В 689–690 годах он построил совершенно новую резиденцию Хелуан. В городе находилась джума-мечеть, базары, жилые кварталы, бани, два христианских монастыря. Абд аль-Азиз восстановил разрушенный Амром ибн аль-Асом город Александрию вместе с каналом, портом.

В это время в Халифате были проведены две важные государственные реформы. Во-первых, в 697 году были введены новые деньги взамен золотых динаров и серебряных дирхемов византийского образца. На арабских монетах были выбиты изречения из Корана, обозначение достоинства, год выпуска, имя халифа или наместника, имеющего право чеканить монету. Во-вторых, государственное делопроизводство в Халифате было переведено на арабский язык, а для связи с отдалёнными провинциями Халифата с центром вводилась широкая сеть почтовых станций. Начальники станций и гонцы должны были обеспечивать быстрое сообщение халифа со своими подчинёнными, где бы они ни находились – в Хорасане, Индии или Испании. При халифе Абд аль-Малике в Иерусалиме был построен храмовый комплекс «Харам аш-Шариф» со святилищем «Куббат ас-Сахра» («Купол скалы») и мечетью аль-Акса.

В это же время начался второй этап великих арабских завоеваний: на Востоке – Индия и Туркестан, в Центре – Армения и Малая Азия, на Западе – Северная Африка и Южная Франция. Одновременно арабы достигли границ Китая и берегов Атлантического океана. Особым образом стоит завоевание Пиренейского полуострова.

Завоевание Испании

Для выхода к Гибралтару вдоль побережья Северной Африки арабским военачальникам было необходимо преодолеть сопротивление Византии и решить вопрос с языческими племенами берберов. В 696 году халиф послал сорокатысячное войско под командованием Хасана ибн Нумана. Был взят Карфаген и ряд других крепостей. Через два года на помощь Хасану пришёл флот халифа, окончательно изгнав византийцев. Ата ибн Рафи, один из военачальников покорителя Африки Мусы ибн Нусайра, высадился в Сицилии и занял остров, с баз которого пираты часто совершали нападения на арабских купцов. В 703 году халиф послал в Африку подкрепление для покорения союза берберских племён во главе с предводительницей Кахиной. Тогда большая часть берберов приняла Ислам и поступила на службу в войска Халифата.

В июле 710 года Муса ибн Нусайр позволил своему берберскому отряду под командованием Абу Зура Тарика ибн Зийада совершить свой первый удачный поход в Испанию. На следующий год Тарик со своим семитысячным отрядом вновь переправился через Гибралтарский пролив. Углубившись на территорию Испании, вблизи речки Вали Беккаа (Саладо) он принял 8-дневное сражение с войском короля готов Родериха и разбил его. Веротерпимость арабов обеспечила им поддержку местного христианского населения.

Доведённое до отчаянной бедности, задавленное гнётом феодалов население Испании, в том числе иудеи, ожидавшие насильственного поголовного обращения их в Христианство, нередко добровольно переходило под власть арабов. Приближённые испанского короля бежали в соседние государства. Так мавали Тарик ибн Зийад по воле Господа смог покорить целую страну. Летом 712 года Муса ибн Нусайр вместе с восемнадцатитысячным отрядом высадился в Испании, захватив оставшиеся города и крепости – Шелушу, Карману, Севилью, Мерилу. К началу 713 года почти весь Пиренейский полуостров вошёл в состав Халифата. Только в северной части страны в горах сохранились небольшие христианские феодальные королевства, впоследствии ставшие очагами Реконкисты – войны за «отвоевание» Испании.

Мусульманская Испания – центр мировой науки

На протяжении веков крупные города мусульманской Испании оставались центрами мировой науки. Арабы оказали очень сильное влияние на население этой страны. Ислам повлиял даже на особенности испанского характера, непохожего на другие европейские, – гордого, воинственного, щепетильного в вопросах чести, оставил неизгладимый след в духовной и светской культуре Испании. В Испании почти каждый умел читать и писать, тогда как в остальной Европе даже высокопоставленные особы, не принадлежащие к духовенству, были неграмотными. Кордовский университет насчитывал тысячи студентов. Велась подробная летопись Кордовского государства, в обсерваториях занимались астрономы и математики.

Уникальным архитектурным сооружением была Кордовская мечеть – сводчатые галереи, опирающиеся на более чем тысячу колонн, журчащие фонтаны, экзотические птицы и растения. Непревзойдённым памятником арабского зодчества остаётся «Красная крепость» – Келат аль-Хамра (Альгамбра), цитадель, возвышающаяся на скале с юго-восточной стороны Гранады. Этот величественный комплекс трёх с половиной километров в окружности, обнесённый стеной со многими башнями, был построен в 1213–1338 годах. Внутри находились дворец, мечеть, жилые дома, зимний дворец повелителей. Впечатляли ажурные грациозные архитектурные линии, великолепная мозаика внутри, строгость форм снаружи, прекрасный фонтан, блестящие и великолепные внутренние покои. Вход во дворец венчала надпись: «Нет бога кроме Аллаха!»

С Испанией была связана жизнь замечательного мусульманского учёного XIV века Абу Зайда Абдаррахмана ибн Мухаммеда ибн Халдуна. Именно там был написан его посвящённый социальным проблемам труд о народах и правителях «Книга назидательных примеров и сборник начала и сообщения о днях арабов, персов и берберов и тех, кто был современником их из обладателей высшей власти». Удивительно, но главные принципы социально-исторической теории Ибн Халдуна являются актуальными и для нашего времени! Согласно им, государство развивается благодаря двум типам движущих сил: общественному и личностному факторам. Причём второй из них в своём лучшем воплощении подразумевает стремление к духовному братству. Долговечность государства заключается не столько в силе оружия и порядка, сколько в силе духовного авторитета, освящающего общественный союз. Каждый член общественного объединения будет защищать других входящих в это объединение людей, если идея их союза отражает не только необходимость внешнего усиления той или иной группы относительно других групп, но и полностью соответствует стремлению к единодушию, внутренне присущее каждому человеку. Сила авторитета и истинность духовного учения проявляются в равновесии между общественным и личностным началами человеческого бытия. Ни одно, ни другое не могут быть главными. Усиление одного влечёт за собой ослабление другого, а это ведёт к разрушению государства, распаду союза. В наиболее полной, исчерпывающей форме такую идею выражает Пророк Мухаммад ﷺ. Поэтому государство, в основание которого положены откровения о волеизъявлении Всевышнего, является самым совершенным общественным и духовным, внешним и внутренним объединением людей.

Степень совершенства любого духовного учения проходит испытание временем. Люди ищут и принимают только то, что способно вечно питать душу и придавать короткой человеческой жизни глубокий смысл и неизменное значение. Религия не только частное дело отдельного человека, она во многом определяет судьбу целого народа. Когда веру принимает народ, она побуждает лучших его представителей напряжённо трудиться над выявлением той истинной картины бытия. Исламу удалось сформировать цивилизацию, в которой благодаря беспрестанному поиску и усилиям разума возникли реальные представления о различных сторонах человеческого существования, критерием достоверности которых является понятие о халяле (дозволенном) и хараме (не разрешённом Всевышним). Халифы покровительствовали учёным, поэтам и художникам, стараясь вместе с общиной следовать по истинному пути. Общество учёных – Бейт аль-Хикма – развивало собственные научные направления, постоянно пополняло богатейшее собрание книг и рукописей. При дворе халифов часто находились поэты, филологи, историки, законоведы, врачи, переводчики и каллиграфы. Духовная работа, начавшаяся с момента возникновения Ислама, вышла в пространство всего Халифата и не была хаотичной или спонтанной. Ислам выдержал столкновения с разрушительной стихией человеческого эгоизма, своеволия и слабости. В арабо-мусульманском мире существовал исключительно высокий престиж грамоты и книг. В области естествознания арабы в течение столетий оставались наставниками европейцев. История, география, химия, медицина, морское дело, строительство, экономика, математика и астрономия – вот направления научной мысли арабов и других мусульманских народов. Здесь совершалось множество поразительных новых открытий.

Реконкиста

Но христианские монархи наступали. В 1083 г. пала мусульманская крепость Маджирит (будущий Мадрид). Арабов поддержали североафриканские государства Альморавидов и Альмохадов. В 1086 году Альморавид (от «аль-мурабитун» – находящиеся в крепости-рибате, построенной марокканцем Абдаллахом ибн Йасином в устье реки Сенегал) Юсуф ибн Ташуфин отправился на помощь правителям Испании, одержал блестящую победу над королём Леона и Кастилии Альфонсом VI в сражении при Заллаке близ Бадахоса и объединил под своей властью почти все независимые государства Испании. Но Толедо остался в руках короля Альфонса. Берберы Альмохады (от арабского слова «аль-мувахиддун» – исповедующие таухид), вытеснив Альморавидов из Северной Африки, превратили Марракеш в свою столицу. В 1145 году аль-Мумин и его сын Абу Йакуб Юсуф начали завоевание Испании, которое завершилось созданием могущественного Альмохадского эмирата со столицей в Севилье. Блестящий двор Альмохадов стал центром искусства и науки. При нём находились такие учёные, как Ибн Рушд и Ибн Туфайл. С началом войн и сражений многие евреи ушли со своими капиталами из Андалусии в северную Испанию, где им были дарованы многие привилегии. Часть этих средств пошла на финансирование Реконкисты. Евреи, что остались в мусульманской Испании, приняли Ислам. Они могли тайно соблюдать свои обряды, в Андалусии были скрытые еврейские молитвенные дома.

Победа Аль-Мансура при Аларконе в 1195 году лишь ненадолго укрепила положение мусульман. В период правления его сына Мухаммеда аль-Насира объединённые вооружённые силы Кастилии, Леона, Наварры и Арагона при поддержке крестоносцев из всей Европы нанесли Альмохадам тяжёлое поражение в битве при Лас-Навас-де-Толоса в 1212 году. В 1230 г. Кастилия и Леон объединились в единое королевство. В 1236 году Кастилия заняла столицу Кордовского халифата Кордову, в 1248 г. – Севилью, и к концу XIII века захватила приморские Херес и Кадис. Арагонское королевство завоевало Балеарские острова (1236), Валенсию (1238), Мурсию (1266). Альмохады навсегда покинули Испанию. Берберы Мариниды, чей культурный уровень и твёрдость в вере был низкими, также предпринимали вылазки против Испании. Их войска выиграли сражение под Эсихой в 1275 году. Но потерпели сокрушительное поражение при Рио-Саладо в 1340 году от соединённых войск Альфонса XI Кастильского и Альфонса IV Португальского.

Мусульманскими остались лишь небольшие территории вокруг Гранады. После брака короля Арагона Фердинанда с Изабеллой Кастильской в 1479 году Кастильско-Леонское и Арагоно-Каталонское королевства объединились в королевство Испания. Фердинанд и Изабелла, укрепив свою власть, в 1482 г. начали 10-летнюю войну с Гранадским эмиратом, окончательно уничтожив мусульманскую государственность на Пиренейском полуострове. Однако восемь столетий мусульманской истории Испании говорят сами за себя.

P.S. «Испанская баллада»

Вот что писал в своём романе «Испанская баллада» немецкий писатель еврейского происхождения Лион Фейхтвангер о мусульманских государствах на Пиренейском полуострове.

Новые властители принесли с собой высокую культуру и превратили Испанию в самую прекрасную, благоустроенную и населённую страну в Европе.

По планам, разработанным опытными зодчими и дальновидным строительным ведомством, создавались большие великолепные города, каких эта часть света не знала со времён римлян. Кордова, резиденция испанского халифа, была признанной столицей западного мира.

Мусульмане возродили пришедшее в упадок сельское хозяйство и, создав мудрую систему орошения, добились небывалых урожаев. Они усовершенствовали горное дело, применив новую, высокоразвитую технику. Их ткачи славились своими драгоценными коврами и тонкими сукнами, их столяры и ваятели – искусной деревянной резьбой, их скорняки – выделкой всякого рода мехов. Их кузнецы с непревзойдённым мастерством изготовляли всё нужное для мирного обихода и для военных целей. Мечи, шпаги, кинжалы, выкованные их мастерами, были острее и красивее, чем у немусульманских народов, доспехи – крепче, орудия – дальнобойнее, об их тайном оружии весь христианский мир говорил с опаской. Они придумали ещё и другое: грозное, смертоносное взрывчатое соединение – так называемый жидкий огонь.

Их корабли под управлением испытанных математиков и астрономов ходили быстро и уверенно, и испанские мусульмане могли вести широкую торговлю и насыщать свои рынки товарами исламской мировой державы. Искусства и науки никогда раньше не знали такого расцвета под небом Испании. В убранстве домов, отделанных на особый, величественный лад, роскошь сочеталась с изяществом. Искусно построенная система образования с широкой сетью школ давала каждому возможность получить знания. В городе Кордове было три тысячи школ, в каждом крупном городе был свой университет, такие богатые библиотеки мир знал только в эпоху расцвета эллинской Александрии. Философы расширили пределы Корана, перевели и истолковали творения знаменитых греческих мудрецов, по-своему переосмыслив их. Пёстрое, яркое искусство сказочников открыло доселе неведомые просторы фантазии. Талантливые писатели довели до совершенства богатый и звучный арабский язык, и теперь на нём можно было передать тончайшие оттенки чувства.

К покорённым мусульмане были милостивы. Многочисленным евреям, бесправным при христианах-вестготах, они дали гражданские права. Да, под властью Ислама испанским евреям жилось так привольно и хорошо, как не жилось никогда после крушения их собственного царства. Евреи поставляли халифам министров и врачей, основывали мануфактуры, вели широкую торговлю, посылали свои корабли во все семь морей. Не забывая своей еврейской письменности, они разрабатывали философские системы на арабском языке, переводили Аристотеля и сочетали его учение с учением их собственной Великой Книги и с доктринами прославленной арабской мудрости. Они возродили еврейскую поэзию.

Разбитые части вестготов-христиан укрылись в северной гористой части Испании, основали в этих малодоступных местах небольшие независимые графства и из поколения в поколение продолжали вести войну с мусульманами, разбойничью войну, герилью. Долгое время они сражались одни. Но затем папа римский объявил крестовый поход, знаменитые проповедники в пламенных речах призывали верующих изгнать мусульман из земель, отнятых у последователей Христа. И тогда отовсюду стали собираться крестоносцы, пришли они и к воинственным потомкам прежних христианских властителей Испании. Почти четыре столетия ждали эти последние вестготы, и вот, наконец, они устремились на юг...

Фарид Батыршин

Об авторе:

Фарид Батыршин долгое время сотрудничал с нашим интернет-порталом. Журналист ушёл из жизни после продолжительной болезни в августе 2017 года. Данный материал был прислан в редакцию незадолго до трагической даты.

www.islam.ru

Ислам в Испании — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 апреля 2016; проверки требуют 9 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 апреля 2016; проверки требуют 9 правок. Тайфы около 1080 г.

Ислам был одной из ведущих религий в землях средневековой Испании Аль-Андалус, которой правили арабские эмиры, их берберские наместники, а также пленные наёмники различного, в том числе славянского, происхождения. В мусульманской Испании в период её расцвета (IX—X веков) был относительно высокий уровень развития науки и культуры. Ислам стал настолько престижным, что многие иберо-римляне переходили в ислам и даже использовали арабскую вязь для записи своего романского (так называемого мосарабского) языка. Феодальная раздробленность (тайфа) и междоусобицы, нарастание межэтнических противоречий вплоть до военных столкновений между арабами и берберами, и идеологоческих противоречий различных исламских сект и течений, привели к ослаблению Андалусии, чем воспользовались христианские королевства севера для отвоевания полуострова — Реконкисты. Последнее мусульманское государство на юге Испании — Гранадский эмират — пало лишь в 1492 году. На землях, отвоёванных христианами, оставалось значительное мусульманское население. Многие мусульмане официально (как правило, насильно) приняли христианство. В Кастилии их называли «мориски», то есть — маленькие мавры, «мавричишки». Равноправие, обещанное им христианскими королями в момент завоевания, при условии принятия христианства, продолжалось недолго. Вскоре начались преследования. В течение столетия их обвиняли, в основном, в отступничестве от христианства, а также во всех смертных грехах, начиная от экономической успешности, и кончая отравлением колодцев. Мориски вместе с остатками мавров были изгнаны из страны около 1610 года.

Мусульмане оставили значительныe следы в жизни, быту, культуре, традициях народов современной Испании. С конца XX века в страну также переселилось свыше полумиллиона выходцев из стран Северной Африки, особенно из Марокко. Среди легальных и нелегальных иммигрантов немало активных исламистов.

Сегодня ислам интенсивно распространяется в Испании за счёт притока иммигрантов из Марокко, Сирии, Ливана, Ирака, Бангладеш, Индии и Пакистана. В Испании сегодня проживает более миллиона мусульман, подавляющее большинство которых являются иммигрантами и их потомками.[1] По общим оценкам от 20,000[2] до 50,000[3] испанцев приняли ислам, и большинство из них проживают в Андалузии. Первая мечеть в Испании с тех времён, как мавры были изгнаны из Испании в 1492 году, была возведена в 1982 году.[4]

Автономные города[править | править код]

В автономных городах Сеута и Мелилья, окружённых территорией Марокко, первые мусульманские поселенцы снова появились в конце 1880-х годов. В основном это были наёмные рабочие из Марокко (в Сеуте — марроканcкие арабы; в Мелилье — арабы, а затем берберы из окружающих рифских деревень). Число мусульман в этих городах значительно увеличилось после аннексии северного Марокко Испанией, когда между городами и Испанским Марокко исчезли погранпосты. В 2005 г. мусульмане составляют 37,8 % населения Сеуты и 39,8 % населения Мелильи[5]. При этом в последней доля новорожденных мусульман к общему числу рождений в 2011 году достигла 75 %[6]. Это означает что в ближайшие двадцать лет Мелилья станет первым городом в Испании, имеющим преимущественно мусульманское население.

ru.bywiki.com

Ислам в Испании — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Ислам был одной из ведущих религий в землях средневековой Испании Аль-Андалус, которой правили арабские эмиры, их берберские наместники, а также пленные наёмники различного, в том числе славянского, происхождения. В мусульманской Испании в период её расцвета (IX—X веков) был относительно высокий уровень развития науки и культуры. Ислам стал настолько престижным, что многие иберо-римляне переходили в ислам и даже использовали арабскую вязь для записи своего романского (так называемого мосарабского) языка. Феодальная раздробленность (тайфа) и междоусобицы, нарастание межэтнических противоречий вплоть до военных столкновений между арабами и берберами, и идеологоческих противоречий различных исламских сект и течений, привели к ослаблению Андалусии, чем воспользовались христианские королевства севера для отвоевания полуострова — Реконкисты. Последнее мусульманское государство на юге Испании — Гранадский эмират — пало лишь в 1492 году. На землях, отвоёванных христианами, оставалось значительное мусульманское население. Многие мусульмане официально (как правило, насильно) приняли христианство. В Кастилии их называли «мориски», то есть — маленькие мавры, «мавричишки». Равноправие, обещанное им христианскими королями в момент завоевания, при условии принятия христианства, продолжалось недолго. Вскоре начались преследования. В течение столетия их обвиняли, в основном, в отступничестве от христианства, а также во всех смертных грехах, начиная от экономической успешности, и кончая отравлением колодцев. Мориски вместе с остатками мавров были изгнаны из страны около 1610 года.

Мусульмане оставили значительныe следы в жизни, быту, культуре, традициях народов современной Испании. С конца XX века в страну также переселилось свыше полумиллиона выходцев из стран Северной Африки, особенно из Марокко. Среди легальных и нелегальных иммигрантов немало активных исламистов. Хотя активных христианистов не меньше. Взять к примеру христианскую террористическую организацию ЭТА

Ислам сегодня

Сегодня Ислам интенсивно распространяется в Испании за счёт притока иммигрантов из Марокко, Сирии, Ливана, Ирака, Бангладеш, Индии и Пакистана. В Испании сегодня проживает более миллиона мусульман, подавляющее большинство которых являются иммигрантами и их потомками.[1] По общим оценкам от 20,000[2] до 50,000[3] испанцев приняли ислам, и большинство из них проживают в Андалузии. Первая мечеть в Испании с тех времён, как мавры были изгнаны из Испании в 1492 году, была возведена в 1982 году.[4]

Автономные города

В автономных городах Сеута и Мелилья, окружённых территорией Марокко, первые мусульманские поселенцы снова появились в конце 1880-х годов. В основном это были наёмные рабочие из Марокко (в Сеуте — марроканцкие арабы; в Мелилье — арабы, а затем берберы из окружающих рифских деревень). Число мусульман в этих городах значительно увеличилось после аннексии северного Марокко Испанией, когда между городами и Испанским Марокко исчезли погранпосты. В 2005 г. мусульмане составляют 37,8 % населения Сеуты и 39,8 % населения Мелильи[5]. При этом в последней доля новорожденных мусульман к общему числу рождений в 2011 году достигла 75 %[6]. Это означает что в ближайшие двадцать лет Мелилья станет первым городом в Испании, имеющим преимущественно мусульманское население.

См. также

Напишите отзыв о статье "Ислам в Испании"

Ссылки

  • [http://iimes.ru/rus/stat/2012/19-07-12a.htm Плещунов Ф. О. Ислам в современной Испании: мечта о возрождении Аль-Андалуса]

Примечания

  1. ↑ [http://news.bbc.co.uk/2/hi/europe/4385768.stm#spain Muslims in Europe: Country guide] See also: [http://www.state.gov/g/drl/rls/irf/2007/90201.htm Spain]], BBC (23 декабря 2005). Проверено 5 мая 2010.
  2. ↑ [http://www.csmonitor.com/2006/1107/p04s01-woeu.html In Spain, dismay at Muslim converts holding sway]
  3. ↑ [http://www.islamdaily.org/en/islam/5150.islam-returns-to-a-tolerant-andalucia.htm Islam returns to a tolerant Andalucia]
  4. ↑ [http://news.bbc.co.uk/1/hi/8711026.stm Who are Ahmadi?]. BBC (28 мая 2010). Проверено 9 января 2011. [http://www.webcitation.org/6E9U8cJjh Архивировано из первоисточника 3 февраля 2013].
  5. ↑ [http://elpais.com/diario/2005/09/12/espana/1126476001_850215.html La presión de 'nuestro' islam | Edición impresa | EL PAÍS]
  6. ↑ [http://www.alertadigital.com/2012/08/06/siete-de-cada-diez-nacidos-en-melilla-en-2011-eran-hijos-de-musulmanes/ Siete de cada diez nacidos en Melilla en 2011 eran hijos de musulmanes | Alerta Digital]

Отрывок, характеризующий Ислам в Испании

– А вот это мы вам обязательно организуем! Только чуточку позже, думаю – размышляя о чём-то своём, довольно произнёс Караффа. Новость меня ошарашила! У него и насчёт моей маленькой Анны, видимо, был свой план!.. Я была готова переносить все ужасы сама, но я никак не была готова даже подумать о том, что могла бы пострадать моя семья. – У меня к Вам вопрос, мадонна Изидора. И от того, как Вы на него ответите, будет зависеть, увидите ли Вы в скором времени свою дочь, или Вам придётся забыть о том, как она выглядит. Поэтому советую Вам хорошенько подумать, перед тем, как отвечать, – взгляд Караффы стал острым, как стальной клинок... – Я хочу знать, где находится знаменитая библиотека Вашего деда? Так вот, что искал сумасшедший инквизитор!.. Как оказалось, не таким уж он был и сумасшедшим... Да, он был совершенно прав – старая библиотека моего дедушки хранила чудесное собрание душевного и умственного богатства! Она была одной из самых старых и самых редких во всей Европе, и ей завидовал сам великий Медичи, который, как известно, за редкие книги был готов продать даже свою душу. Но зачем такое понадобилось Караффе?!. – Библиотека дедушки, как Вам известно, всегда находилась во Флоренции, но я не знаю, что с ней стало после его смерти, Ваше преосвященство, так как более не видела её. Это была детская ложь, и я понимала, насколько наивно это звучало... Но другого ответа у меня просто так сразу не нашлось. Я не могла допустить, чтобы редчайшие в мире труды философов, учёных и поэтов, труды великих Учителей попали в грязные лапы церкви или Караффы. Я не имела права такого допускать! Но, пока что, не успев ничего лучшего придумать, чтобы всё это как-то защитить, я ответила ему первое, что в тот момент пришло в мою, воспалённую от дикого напряжения, голову. Требование Караффы было столь неожиданным, что мне нужно было время, чтобы сообразить, как поступать дальше. Как бы подслушав мои мысли, Караффа произнёс: – Ну, что ж, мадонна, я оставляю вам время подумать. И очень советую не ошибиться... Он ушёл. А на мой маленький мир опустилась ночь... Всё это жуткое время я мысленно общалась со своим любимым, измученным отцом, который, к сожалению, не мог сообщить мне ничего успокаивающего, кроме лишь одной положительной новости – Анна всё ещё находилась во Флоренции, и хотя бы уж за неё пока что нечего было опасаться. Но мой несчастный муж, мой бедный Джироламо, вернулся в Венецию с желанием мне помочь, и только там узнал, что уже слишком поздно – что меня увезли в Рим... Его отчаянию не было предела!.. Он писал длинные письма Папе. Посылал ноты протеста «сильным мира сего», которым я когда-то помогала. Ничего не действовало. Караффа был глух к любым просьбам и мольбам... – А разве ты не могла просто исчезнуть?! Или «улететь», если на то пошло?.. Почему ты не воспользовалась чем-нибудь?!!! – не выдержав далее, воскликнула расстроенная рассказом Стелла. – Бороться надо всегда до конца!.. Так бабушка меня учила. Я очень обрадовалась – Стелла оживала. Её бойцовский дух снова брал верх, как только в этом появилась острая необходимость. – Если бы всё было так просто!.. – грустно покачав головой, ответила Изидора. – Дело ведь было не только во мне. Я находилась в полном неведении о планах Караффы насчёт моей семьи. И меня сильно пугало то, что, сколько бы я не пыталась, я никак не могла ничего увидеть. Это был первый раз в моей жизни, когда никакое «видение», никакие мои «ведьмины таланты» не помогали... Я могла просмотреть любого человека или любое событие на тысячу лет вперёд! Могла с абсолютной точностью предсказать даже будущие воплощения, чего не мог сделать ни один Видун на Земле, но мой Дар молчал, когда дело касалось Караффы, и я не могла этого понять. Любые мои попытки его посмотреть легко «распылялись», натыкаясь на очень плотную золотисто-красную защиту, которая постоянно «вилась» вокруг его физического тела, и я никак не могла её пробить. Это было новое и непонятное, с чем я никогда не сталкивалась раньше... Естественно, каждый (даже моя маленькая Анна!) в моей семье умел создавать себе великолепную защиту, и каждый делал это по-своему, чтобы она была индивидуальной, на случай если случится беда. Но какой бы сложной защита не получалась, я прекрасно знала, что в любой момент могу «пройти насквозь» через защиту любого из знакомых мне ведунов, если бы в этом вдруг возникла срочная необходимость, включая также защиту моего отца, который знал и умел намного больше меня. Но с Караффой это не работало... Он владел какой-то чужой, очень сильной и очень изысканной магией, с которой я ни-когда не сталкивалась... Я знала всех Ведунов Европы – он не был одним из них.

o-ili-v.ru


Смотрите также