Архитектура в стиле мудехар. Стиль мудехар в испании


Мудехар - Архитектурные стили - Дизайн и архитектура растут здесь

Мудехар - своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании XI—XVI вв., в котором тесно переплелись элементы мавританского, готического и (позднее) ренессансного искусства. Произведения стиля «мудехар» создавались  как мусульманскими, так и христианскими мастерами. Искусство мудехаров — явление неоднородное и не всегда безусловное по художественному качеству; исследователи отмечают присущий даже лучшим его образцам оттенок вторичности.

Стиль мудехар – это симбиоз техник и путей понимания архитектуры, ставший результатом двух культур, живших бок о бок, который в итоге превратился в архитектурное течение 12 века, бытовавшее на Иберийском полуострове. Он характеризуется использованием кирпича, как основного строительного материала. В отличие от готики и романики, мудехар не привнес новых форм или структур, а лишь преобразил западные стили под влиянием исламской культуры. Мудехар развился под влиянием древних арабских мотивов, для которых характерны повторяющиеся ритмические узоры.

Доминирующий, отчетливо мусульманский геометрический стиль заметно проявлялся в отделке. Стали использоваться более дешевые материалы: изразцы, кирпичная кладка, резьба по дереву, резная штукатурка и декоративные металлы. Чтобы оживить плоские поверхности стен и пола, мастера стиля Мудехар использовали изразцы, сложные изощренные узоры которых так и не были превзойдены впоследствии. Даже после того как мусульмане больше не были задействованы в постройках, множество элементов, введенных ими, продолжали существовать в испанской архитектуре, придавая ей характерный внешний вид. 

Термин мудехар впервые был использован в 1859 году Хосе Амадором де Лос Риосом, андалузским историком и археологом. Особенно сильно он был развит в Арагоне, множество зданий в стиле мудехар было построено в городе Теруэл, сильно изменив при этом облик города. Мудехар стал смесью зарождающегося готического стиля с мусульманскими мотивами, которые слились с поздней романикой.

Один из ярких примеров стиля мудехар – здание Каса де Пилатос (Дом Пилата), построенное в начале 16 века в Севилье. В Севилье вообще много примеров зданий, построенных в данном стиле. Севильская крепость (Алькасар)  - один из них. В ней готический стиль смешался с возрождением и мудехаром.  

В стиле мудехар были сохранены основные конструктивные элементы мавританской архитектуры: подковообразная (иногда со стрельчатым завершением) арка, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, наборные деревянные потолки, гипсовый орнамент и цветные изразцы на стенах («асулехос»). Основой живой и свободной пространственной композиции зданий служил внутренний двор, вокруг которого группировались остальные помещения. Сооружения отличались простой, рациональной, прекрасно отвечающей климатическим условиям планировкой; в стиле «мудехар» охотно строили жилые здания — привлекали также недорогие материалы (кирпич, дерево, гипс) и дешевые рабочие руки народных мастеров. Стиль получил особое развитие в Кастилии, Арагоне, Андалусии и в городах Толедо, Сарагоса, Кóрдова, Севилья и др.

Внутри стиля различают два направления. То, что получило название «народного мудехара», развивалось спонтанно в областях, отвоёванных испанцами, где традиции мавританского искусства были довольно естественно применены к религии и бытовой культуре христиан. Постройки «народного мудехара» охватили области церковной и городской жилой архитектуры, их возводили, как правило, из кирпича, и они отличались устойчивыми формами сооружений и мотивами декора. При нарядности облика постройки были скромными и небольшими. Стиль «народного мудехара» характерен для севильских храмов: Всех Святых, Санта Марина, Санта Каталина, Сан Хиль, Сан Андреc, Сан Эстебан, Сан Исидро, Сан Маркос (особенно известен своей башней-минаретом с двойными окнами). Храмы строились из кирпича, с плоскими деревянными потолками, на фасадах формы готических порталов сочетались с подковообразными и многолопастными арками, геометрической плетенкой, глухими проемами. Черты мавританской строительной традиции ощущаются в этих постройках гораздо отчетливее, чем воздействие готических форм.

«Придворный мудехар» складывался по мере укрепления власти испанцев на отвоеванных землях и развивался до XVI века включительно. В этом направлении отражалось стремление духовной и светской знати Испании к роскоши и комфорту. К данному направлению относятся наиболее древние части Севильского алькасара XIV века (в отличие от более поздних пристроек). В фасаде здания, обычно называемого дворцом короля Педро (1364), можно обнаружить черты сходства с архитектурой гранадской Альгамбры. Возможно, его создали мавританские мастера из Гранады, присланные правителем эмирата Мухаммедом V по просьбе кастильского монарха. В традициях придворного мудехара были сооружены другие севильские дворцы XIV века: Лас Дуэньяс герцогов Альба и так наз. дом Пилата герцогов Мединасели (завершенный в сер. XVI в. дворец представляет собой яркий пример сочетания мавританских и ренессансных форм). К главным памятникам стиля относится также дворец герцогов Инфантадо в Гвадалахаре (XV—XVII вв.).

artishock.org

Муде́хар

МОСКОВСКАЯ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-

ПРОМЫШЛЕННАЯ АКАДЕМИЯ

Имени С.Г.СТРОГАНОВА

Реферат на тему «ОРНАМЕНТИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСПАНИИ. СТИЛЬ МУДЕХАР»

Научный руководитель

Профессор кафедры РМДЖ

Трощинская А.В.

Работу выполнила

Студентка 1 курса

факультета реставрации

монументально-декоративной живописи

Федоренко А.В.

Москва, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

ОСОБЕННОСТИ АРАБСКО-МУСУЛЬМАНСКИХ СТИЛЕЙ

ТИПЫ ОРНАМЕНТА

АРХИТЕКТУРА

ДПИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВСТУПЛЕНИЕ

Муде́хар (исп.mudéjar, от араб.مدجّن— прирученный, домашний) — своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании XI—XVI вв. Название произошло от религиозной группы, известной какмудехары.

Произведения стиля «мудехар» создавались как мусульманскими, так и христианскими мастерами. В стиле «мудехар» были сохранены основные конструктивные элементы мавританской архитектуры: подковообразная (иногда со стрельчатым завершением) арка, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, наборные деревянные потолки, гипсовый орнамент и цветные изразцы на стенах(«асулехос»). Основой живой и свободной пространственной композиции зданий служил внутренний двор, вокруг которого группировались остальные помещения. Сооружения отличались простой, рациональной, прекрасно отвечающей климатическим условиям планировкой; в стиле «мудехар» охотно строили жилые здания — привлекали также недорогие материалы (кирпич, дерево, гипс) и дешевые рабочие руки народных мастеров. Стиль получил особое развитие вКастилии,Арагоне,Андалусиии в городах:Толедо,Сарагоса,Кóрдова,Севильяи др. Стиль стал художественным воплощением общества, в котором жили вместе христиане, мусульмане и евреи.

Внутри стиля различают два направления. То, что получило название «народного мудехара», развивалось спонтанно в областях, отвоёванных испанцами, где традиции мавританского искусства были довольно естественно применены к религии и бытовой культуре христиан. Постройки «народного мудехара» охватили области церковной и городской жилой архитектуры, их возводили, как правило, из кирпича, и они отличались устойчивыми формами сооружений и мотивами декора. При нарядности облика постройки были скромными и небольшими. Храмы строились из кирпича, с плоскими деревянными потолками, на фасадах формы готических порталов сочетались с подковообразными и многолопастными арками, геометрической плетенкой, глухими проемами. Черты мавританской строительной традиции ощущаются в этих постройках гораздо отчетливее, чем воздействие готических форм.

«Придворный мудехар» складывался по мере укрепления власти испанцев на отвоеванных землях и развивался до XVI века включительно. В этом направлении отражалось стремление духовной и светской знати Испании к роскоши и комфорту. С XIV в. общий процесс слияния готических и мавританских традиций приобрел более целостный и органичный характер. Артели мастеров строили церкви, монастыри, дома, дворцы, крепости, замки, применяя традиционные для мавританской архитектуры дешевые материалы, конструктивные и декоративные элементы (подковообразные и многолопастные арки, наборные раскрашенные деревянные потолки, резной стуковый орнамент и цветные изразцы изразцы на стенах). Роль мудехаров в развитии испанской архитектуры, декоративных форм скульптуры, живописи и художественного ремесла не сводилась к чисто внешнему факту сотрудничества. Это было сложное синтетическое явление, в котором оказались тесно слитыми элементы мавританского, романского, готического, а позднее и ренессансного искусства. Искусство мудехаров — явление неоднородное и не всегда безусловное по художественному качеству; исследователи отмечают присущий даже лучшим его образцам оттенок вторичности.

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Начатое еще в VIIIвеке вестготско-романским населением Испании обратное отвоевание захваченных мусульманами земель получило название Реконкиста. Почти восьмисотлетняя борьба с маврами была не только цепью военных походов, но и широким колонизационным движением, связанным с закреплением и экономическим освоением отвоеванных территорий. Этот сложный, противоречивый процесс оказал влияние на уклад жизни народа, содействовал росту национального самосознания. Атмосфера военной напряженности, в которой развивалось испанское общество, не препятствовали интенсивному общению с завоевателями в области экономики и культуры. Возникли особые группы населения: мосарабы, то есть христиане, жившие на территории, занятой маврами и сохранившие свою религию, законы и обычаи; с другой стороны, мудехары, то есть мусульмане, покорившиеся христианам, но также следовавшие своей религии и обычаям. Многие особенности арабской культуры были затем восприняты испанским обществом. Это воздействие оказывалост непосредственнее в областях, не связанных в открытой форме с религиозными воззрениями: в архитектуре, музыке, танцах, орнаменте.

В Х веке арабская Испания превратилась в культурный центр не только мусульманского мира, но и Европы. И в последующие века мавританская Испания оставалась главным очагом распространения в Европе великих произведений и античной, и арабской философской мысли, одним из тех мостов, которые соединяли духовную жизнь Востока и Запада.

Советский испанист А.А.Смирнов, исследуя внутренний характер и арабского влияния на испанскую культуру, справедливо отвергал чисто внешний аспект этого влияния, который, по мнению зарубежных ученых, объяснялся факторами прямого соседства или превосходства арабов в некоторых духовных сферах: «Арабское влияние оказалось возможным потому, что оно отвечало глубокой внутренней потребности испанского народа, искавшего в арабской культуре и литературе – гораздо более рационалистических, реалистических и в целом демократических, чем европейская феодально-католическая культура эпохи,- опоры и оружия в борьбе против удушающих церковных и феодальных догм. Арабская культура и литература в Средние века сыграли для испанского народа роль, отчасти аналогичную той, какую в эпоху Возрождения сыграла для всей Европы античность».

По мере успехов Реконкисты и усиления религиозной нетерпимости положение их стало ухудшаться. Тем не менее, в строительстве и во всех областях ремесленного производства мудехары играли первостепенную роль. Они славились как искусные каменщики, резчики по стуку и дереву, мозаичисты, художники-орнаменталисты.

ОСОБЕННОСТИ АРАБСКО-МУСУЛЬМАНСКИХ СТИЛЕЙ

В рамках мудехара, рассмотрим мавританский, арабский и мусульманский орнамент в целом. Арабско-мусульманский декор – уникально-самобытное искусство орнамента и каллиграфии. Он впитал формы византийской, коптской, персидской и эллинистическо-римской орнаментики. Орнамент в исламской культуре становится средством введения человека в мир грез, иллюзий, тайн. Бесконечная цепь повторений одних и тех же членений круга и квадрата диагоналями, радиусами, касательными вплоть до получения сложнейших узоров геометрического орнамента создает ощущение непрерывного движения, течения жизни. Арабо-мавританский декоративный стиль представляет собой своеобразный, незнакомый, замкнутый в себе мир форм; его сильное воздействие обогатило средневековье многочисленными фантастичными декоративными элементами.

Отличительной чертой исламского орнамента является запрет на изображение живых существ, поэтому в нем мы не встретим антропоморфных изображений, чрезвычайно редко попадаются изображения животных.

Согласно мавританской традиции, особая роль принадлежала преображению цветом и словно затканному узором интерьеру, что, в первую очередь, отличало постройки придворного мудехара.

Мавританией называли тогда северную область Африки. В ее честь стилевое направление и получило название. Мавританский стиль это изобретение европейцев, созданное под влиянием культуры Северной Африки и многое перенявший у арабов, мавров и других народов, проживавших и кочующих в этих краях в то время.

Мавританский орнамент в целом очень близок к арабскому, но в отличие от последнего более легок и утончен. Используя движения персидского искусства, художники смогли совместить в нем растительные формы с геометрическими мотивами, что и придало ему определенную легкость и изящество.  Своеобразие испано-мавританских тканей заключается в широком использовании красного цвета и мотива растительных переплетений. В мавританском орнаменте, как правило, фон яркий: красный, синий, желтый, обилие позолоты.

Арабско-мусульманский декор – уникально-самобытное искусство не только орнамента, но и каллиграфии. Он впитал формы византийской, коптской, персидской и эллинистическо-римской орнаментики.

Пословицы, изречения из Корана, афоризмы почти всегда присутствовали в исламском декоре, т.к. силу своего художественного воздействия мусульманская религия основывала на слове, а не на изображении. Именно искусство изображения слова – каллиграфия – и орнамент стали основами пластического творчества мусульман.

ТИПЫ ОРНАМЕНТА

Диапазон мотивов архитектурного арабского орнамента колеблется от хорошо узнаваемых элементов, заимствованных из антично-византийской культуры: пальметт, волют, кринов до совершенно абстрактного узора, в котором прообраз уже практически не прочитывается. Большое распространение в арабском орнаменте получило изображение узла. Как и везде, на Востоке он имеет благожелательный смысл, как узел счастья и узел долгой жизни. Этот мотив используется и как самостоятельный элемент, и в то же время его идея часто выступает как своего рода стилеобразующий принцип, с помощью которого происходит преобразование растительного орнамента в совершенно абстрактный декор. В многоликих декоративных разработках мотива узла исчезают элементы, и даже целые композиции, превращаясь в нечто абсолютно абстрактное.

АРАБЕСКА

Арабеска – это самый распространенный тип орнамента, который используется по всему мусульманскому миру, как элемент архитектурного декора, культовых сооружений и светских построек, им украшают бытовую утварь и рукописные книги. Арабеску строят на повторении и усложнении одного или нескольких фрагментов орнамента. Бесконечное, протекающее в заданном ритме движение узоров может быть прекращено или продолжено в любой точке без нарушения целостности орнамента. Такой орнамент фактически исключает фон, так как один мотив вписывается в другой, закрывая всю поверхность. Арабеска – это искусство без всякого сотворения образов, любой намек на индивидуальную форму исчезает в бесконечном непрерывном плетении, повторении одинаковых мотивов. В арабеске обычно присутствует два основных элемента: переплетение и растительный лейтмотив. В орнаментах арабесок переплетаются стебли растений с цветами и еще не распустившимися бутонами, с легкими и тягучими листьями, тем не менее, это образец орнамента, в котором логика сочетается с непрерывностью ритма. Покрывая несущие строительные конструкции арабесками, мавританские архитекторы добивались ощущения невесомости. Взгляд безуспешно пытается проследить причудливую вязь растительного орнамента и уходит в бесконечность.

ИСЛИМИ

Орнамент, соединяющий вьюнок и спираль называется «ислими».Это один из самых распространенных элементов мусульманских орнаментов, в основе которого лежит изображение бесконечной спиралевидной ветки, окаймленной непохожими друг на друга листьями и цветами, символизирующей непрерывный путь в божественный сад. Ислими воплощает в стилизованной или натуралистической форме идею непрерывно развивающегося цветущего лиственного побега, и включает в себя огромное разнообразие вариантов. Зеленый цвет растений становится главным цветом мусульман. Хатаи – это основной мотив того же стиля – также изображение стеблей и ветвей деревьев, но более абстрактное и упрощенное. Орнаментом хатаи часто ткались ковры, расписывались сосуды и украшались фасады зданий. Ислими делится на несколько групп: саде (простой), ганадлы(крылатый), хачалы (раздвоенный), буталы (миндалевидный) и хрме (плетеный). Зародившиеся в раннем средневековье и постепенно усложнявшиеся ислими различных форм не существуют сами по себе, а дополняют рисунок, служат окончанием спирали, движущейся от края к центру, или же размещаются по обе стороны от линии движения спиралей. Ислими покрывает поверхность стены в виде ажурного декора, фактически являясь фоном для надписи или же фрагмента другого орнаментального мотива, поскольку арабский орнамент не терпит никаких пустых, свободных мест. Отдельные орнаментальные фрагменты часто компонуются на поверхности в виде пересекающихся геометрических фигур и приобретают характер объемно-декоративной разработки.

ГИРИХ

Слово можно перевести как узел, пучок. Гирих – это сложный рисунок, образованный многократным наложением друг на друга геометрических фигур – линий, многоугольников и круга. Гирих выглядит как суперсложная математически выверенная сетка. В исламе фигуры гириха символизируют строение мира. Часто гирихом оформлялись фасады зданий. Иногда фигуры гириха совпадают с символами из других орнаментов. Например, гексаграмма – наложенные друг на друга два треугольника – один из древнейших религиозных символов.

АРХИТЕКТУРА

Альгамбра, Гранада

Гранадский эмират в Испании всегда был главным оплотом мусульман. Это единственное их владение на Пиренейском полуострове, коротое благодаря труднодоступности и умелой политике своих государей смогла просуществовать до конца XVвека. Альгамбра по сути не принадлежит стилю мудехар, но содержит все основные элементы мавританского стиля и орнамента, которые в последствии будут использовать архитекторы мудехара для постройки своих сооружений.

СЕВИЛЬЯ

В традициях придворного мудехара были сооружены многие севильские дворцы XIV века. Это, в первую очередь Севильский Королевский Алькасар,  так называемый Дом Пилата. К главным памятникам стиля относится также дворецгерцогов ИнфантадовГвадалахаре(XV—XVII вв.).

Севильский Королевский Алькасар

Дворец является одним из лучших сохранившихся примеров мудехарскойархитектуры. Добавленные позже (в период правленияКарла V)готическиеэлементы контрастируют с доминантнымисламским стилем. К стилю мудехар относятся наиболее древние частиСевильского алькасараXIV века (в отличие от более поздних пристроек). В фасаде здания, обычно называемогодворцом короля Педро(1364), можно обнаружить черты сходства с архитектурой гранадскойАльгамбры. Возможно, его создали мавританские мастера из Гранады, присланные правителем эмиратаМухаммедом Vпо просьбе кастильского монарха.

Главным патио королевского дворца стал Охотничий Патио, он служит распределяющим между дворцовыми зданиями. Сам комплекс огромен, многочисленные дворцы и патио тянутся один за другим. Над Охотничьим Патио поднимается великолепный фасад с элементами исламской и христианской культур. С одной стороны по мусульманской традиции - арки, керамическая окантовка и схематичные растительные украшения. С другой стороны виноградные грозди напоминают толедские украшения. 

 Использование гипсовых деталей для украшения зданий было мусульманской практикой, которую перенял стиль мудехар. Если по началу украшения стен гипсом служило для того, чтобы скрыть бедность используемых материалов, то со временем это красивое покрытие становится таким же важным, как и само здание. Наиболее распространенной была техника вырезания ножом. У мусульман было так называемое чувство пустоты ( horror vacui - дословно "страх пустого пространства"), поэтому они старались наградить стены затейливыми геометрическими композициями. А чтобы придать всему величия, использовали позолото. Помимо золота, в изразцах преобладают синий, зеленый цвета.Гирих на полу и стенах Алькасара

Вход в Зал Правосудия Девичий двор

Девичий двор Алькасара обрамлен галереей с типичными стрельчатыми и полукружными арками. Фризы украшены потрясающей резной золотой арабеской. Низ стен и полы украшены гирихом, плиткой в сине-зеленых тонах . Интерьеры покрыты резьбой или изразцами. Частый мотив – слепая ниша, обрамленная растительным орнаментом ислими, или текстом.

Стены дворца несут множество эпиграфических элементов. В настенных элементах встречается арабская каллиграфия с ключевыми слоганами: "Счастье", "Власть принадлежит Богу", ""Хвала единому Богу" и мн. др.

Внутренный интерьер

Орнаменты Алькасара (гирих, изразцы):

Дом Пилата

Дом Пилата – дворец, названный так потому, что он будто бы являлся копией дворца Понтия Пилата. Дворец отделан синимиизразцамиазулехос и украшенный тенистыми садами, объединил в себе дваархитектурных стиля—мудехари стильиспанского Ренессанса. Он служил наиболее чтимым образцом при проектировке дворцов андалусской аристократии.

Самой интересной частью дома является внутренний двор (патио), окружённый галереей. Полукруглыеаркигалереи опираются на тонкиеколонны, вертикали которых продолжаются двумя полосамиорнамента, отделяющими арки друг от друга. Поверхность арок также покрыта тонким орнаментом. Колонны второго яруса с ажурнойбалюстрадойточно соответствуют колоннам нижнего. По своей планировке Дом Пилата напоминаетАлькасар, но, в отличие от последнего, украшен по углам римскимистатуямибогиньМинервы,ЦерерыиМузы.

Интерьеры почти полностью покрыты геометрическим гирихом всех возможных форм. Так же, как и в Алькасаре, преобладает золото, синий и зеленый цвета. Потолок кесонирован, богато покрыт резьбой. Такая техника часто использовалась в Испании и называлась артесонадо.

САРАГОСА

Оригинальный вариант искусства мудехаров сложился в Арагоне. После завершения Реконкисты мудехары не подвергались здесь таким притеснениям, как в других испанских областях. В Арагоне, бедном лесом, но богатом глиной разных пород, развернулось строительство из кирпича мудехарских церквей и колоколен. Оно захватило Сарагосу, где искусство мудехаров удачно сочеталось с готикой.

Собор Ла Сео

Кафедральный собор Спасителя (известный также как Ла Сео – La Seo) является одним из двух кафедральных соборов Сарагосы. Первоначально собор имел форму базилики с тремя нефами, каждый из которых был украшен полукруглыми романскими апсидами (из которых сохранились лишь две). Впоследствии собор постоянно достраивали и перестраивали: сначала в готическом стиле, потом в стиле мудехар, затем – в стиле барокко и классицизма. Наиболее интересны именно сохранившиеся апсиды: романские по тектонике, они украшены традиционными стрельчатыми готическими окнами с трелистниками и пинаклями. И все это – в обрамлении арабесок и изразцов, покрывающих почти всю стену.

На протяжении XIVвека был построен главный фасад собора в стиле мудехар. Средокрестие увенчано куполом, который был построен между 1505 и 1520 годами. Он сочетает в себе стили мудехар и готику, а также орнамент в ренессансном стиле. Купол имеет два уровня: первый – прямоугольный, а второй – в форме восьмиугольника. Ниши барабана купола украшены статуями арагонских святых. Нервюры свода тянутся от каждого из восьми углов и образуют восьмиугольную звезду – любимый мусульманский орнаментальный мотив. Итого в стиле мудехар выполнены апсиды, купол собора, внешняя стена погребальной капеллы, а также её кровля из позолоченного дерева.

Купол собора

Слева — апсиды, сохранившиеся от романского храма с позднейшими дополнениями в готическом стиле и мудехар, справа — Паррокуэта в стиле мудехар

Альхаферия - Дворец католических королей

По сравнению с предыдущими памятниками, дворец Альхаферия снаружи выглядит довольно скромно. Однако, первое впечатление обманчиво: изнутри дворец поражает богатством убранства. Снаружи – это самая настоящая романская крепость, внутри – мавританский дворец. Королевские покои отличают роскошные панно резного дерева и лепнины.

Ну и, конечно, знаменитые потолки Альхаферии. Каждый из них – произведение искусства. Несмотря на то, что выполнены они в технике артесонадо, большая часть орнамента – готического происхождения. Типичные для готики элементы, такие как шишки, дубовые листья, колосья, гербы, обрамлены гирихом и ислими, распятие – рядом с мусульманской восьмиконечной звездой. Эти причудливые контрасты, сочетания несочетаемого, делают потолки Дворца Католических королей поистине шедевром искусства мудехаров.

Тронный зал Покои католических королей

Покои Католических королей

ТЕРУЭЛЬ

Но главным городом арагонского мудехара стал Теруэль, знаменитый своими колокольнями – квадратными в плане башнями с рельефным орнаментом из кирпича и узорчатыми вставками из зеленых, синих и белых изразцов, как в минаретах того времени.

Как это часто бывает в религиозных конфликтах, в честь своего Бога победитель строит множество культовых сооружений. То же самое произошло и в Теруэле. Волей христиан тут были построены многочисленные храмы. При этом строили их именно арабы, считавшиеся искусными мастерами и по всеобщему признанию, не имевшие равных в архитектурном мире Средневековья.

Самые известные - башни-близнецы Эль СальвадориСан Мартин. Тот факт, что они в некоторой степени выглядят как арабские минареты, никого не удивляет.

Сан Мартин Эль Сальвадор

Собор Марии из Медиавильивозведен в 1200-м году, а в последующие столетия бесчисленное количество раз терпел перестройки, подчиняясь веяниям и вкусам архитектурной моды соответствующей эпохи. В уникальный Теруэльский ансамбль в стиле мудехар входит его колокольня, ставшая ещё одним филигранным сплетением пёстрых плиток и терракотового цвета кирпичей.

Мифические чудовища, веселые охотничьи сценки и праздная жизнь при дворе населяют небо собора. Обшитый деревянными кессонами потолок артесонадо, высотой 35 метра и шириной 8 метров, считается шедевром архитектуры мудехар. Хотя Коран запрещал арабским зодчим ваять и рисовать людей, в Теруэле они создали панораму жизни средневекового двора, с которой едва ли что сравнится в остроумии и готически наивной изысканности.Некоторые современники с гордостью утверждают, что для теруэльцев потолок их собора примерно то же самое, что Сикстинская капелла для римлян.

Практически все кровли стиля мудехарслужат декоративными элементами. Кровля собора Марии датируется 14 веком и имеет протяжённость около 32 метров. Еёкессонырасписаны узорами на исторические, религиозные и бытовые темы: чиновники, ремесленники, исторические персонажи, фантастические существа, целая галерея человеческих образов, - всё это дошло до наших дней в отличном состоянии, благодаря неоклассической кровле, покрывшей в 18 веке первоначальный вариант в стилемудехар.

ДПИ

В прикладном искусстве мудехаров выделялась так называемая испано-мавританская керамика, центром которой был валенсийский город Манизес .Искусство люстровой керамики с драгоценным металлическим отблеском получило развитие в Малаге в XIVвеке, где с непревзойденным совершенством воплотилось в вазах для дворца в Альгамбре. ВXVвеке ее производство было перенесено в Валенсию. Валенсийская керамика строится на контрасте крупных, насыщенных звучным темно-синим тоном цветовых пятен и люстра (люстр – разновидность глазури), переливающегося всеми оттенками золота. Композиция узора, любое изображение предельно лаконичны. Декор обладает иногда строгой, ритмически четкой системой, иногда более свободен и живописен. С течением времени в валенсийской керамике все ощутимее становилось воздействие европейского искусства. Но традиции этого керамического производства продолжали жить в Испании вплоть доXIXвека.

studfiles.net

Мудехар - это... Что такое Мудехар?

Эта статья — о стиле в архитектуре. О мусульманском населении Испании периода Реконкисты см. Мудехары.

Муде́хар (исп. mudéjar, от араб.مدجّن [mudaǧǧan] — прирученный, домашний) — своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании XI—XVI вв. Название произошло от религиозной группы, известной как мудехары.

В XII—XVI вв. возник своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании, в котором тесно переплелись элементы мавританского, готического и (позднее) ренессансного искусства. Произведения стиля «мудехар» создавались как мусульманскими, так и христианскими мастерами. Искусство мудехаров — явление неоднородное и не всегда безусловное по художественному качеству; исследователи отмечают присущий даже лучшим его образцам оттенок вторичности.[1]

В стиле «мудехар» были сохранены основные конструктивные элементы мавританской архитектуры: подковообразная (иногда со стрельчатым завершением) арка, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, наборные деревянные потолки, гипсовый орнамент и цветные изразцы на стенах.

Основой живой и свободной пространственной композиции зданий служил внутренний двор, вокруг которого группировались остальные помещения. Сооружения отличались простой, рациональной, прекрасно отвечающей климатическим условиям планировкой; в стиле «мудехар» охотно строили жилые здания — привлекали также недорогие материалы (кирпич, дерево, гипс) и дешевые рабочие руки народных мастеров. Стиль получил особое развитие в Кастилии, Арагоне, Андалусии и в городах Толедо, Сарагоса, Кóрдова, Севилья и др.

Внутри стиля различают два направления. То, что получило название «народного мудехара», развивалось спонтанно в областях, отвоёванных испанцами, где традиции мавританского искусства были довольно естественно применены к религии и бытовой культуре христиан. Постройки «народного мудехара» охватили области церковной и городской жилой архитектуры, их возводили, как правило, из кирпича, и они отличались устойчивыми формами сооружений и мотивами декора. При нарядности облика постройки были скромными и небольшими. Стиль «народного мудехара» характерен для севильских храмов: Всех Святых, Санта Марина, Санта Каталина, Сан Хиль, Сан Андреc, Сан Эстебан, Сан Исидро, Сан Маркос (особенно известен своей башней-минаретом с двойными окнами). Храмы строились из кирпича, с плоскими деревянными потолками, на фасадах формы готических порталов сочетались с подковообразными и многолопастными арками, геометрической плетенкой, глухими проемами. Черты мавританской строительной традиции ощущаются в этих постройках гораздо отчетливее, чем воздействие готических форм.

«Придворный мудехар» складывался по мере укрепления власти испанцев на отвоеванных землях и развивался до XVI века включительно. В этом направлении отражалось стремление духовной и светской знати Испании к роскоши и комфорту. Элемент вторичности стиля проявил себя в придворных формах наиболее явно. К данному направлению относятся части Алькácара XIV века (в отличие от более поздних пристроек). В фасаде (1364) здания, обычно называемого дворцом короля Педро, можно обнаружить черты сходства с архитектурой гранадской Альгамбры. Возможно, его создали мавританские мастера из Гранады, присланные правителем эмирата Мухаммедом V по просьбе кастильского монарха. В традициях «придворного мудехара» были сооружены другие севильские дворцы XIV века: Лас Дуэньяс герцогов Альба и так наз. Дом Пилата герцогов Мединаcелли (завершенный в сер. XVI в. дворец представляет собой яркий пример сочетания мавританских и ренессансных форм). К главным памятникам стиля относится также дворец герцогов Инфантадо в Гвадалахаре (XV—XVII вв.).

С XIV в. общий процесс слияния готических и мавританских традиций приобрел более целостный и органичный характер.

См. также

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

стиль мудехар в Севилье, северо-запад города

Главная -> Испания -> Андалусия -> Севилья -> Туристические маршруты и экскурсии

Стиль мудехар — это комбинированный стиль в архитектуре и искусстве, доминировавший в Испании в 11 — 16 вв, в котором тесно переплелись элементы готики и мавританского стиля, в котором позже добавились элементы Ренессанса. Здесь были сохранены основные конструктивные особенности арабской архитектуры, как например сводчатые перекрытия, формирующие в плане восьмиконечную звезду, арки в виде подковы, иногда стрельчатой формы, орнамент из гипса, деревянные потолки и «асулехос» — так называемые цветные изразцы на стенах.

Здания, построенные в стиле мудехар, формировались относительно внутренного дворика — патио, вокруг которого выстраивались другие здания. Для строительства использовались недорогие материалы — дерево, кирпич, гипс. Особую популярностью мудехар получил в Испании, где оказались на стыке христианская и мусульманская культуры: Андалусия, Арагон, Кастилия, особенно в крупнейших в то время городах: Севилье, Сарагосе, Кордовы, Толедо и др. Тем не менее, этого стиля придерживались и арабские мастера.

Вариации стиля мудехар

Стиль мудехар в Севилье разделился на два направления. «Народный мудехар» развивался спонтанно на территориях, отвоеванных испанцами у арабов, где традиционное уже мусульманское искусство органично вписалось в бытовую и религиозную жизнь христиан. В основном это были церкви и жилые городские здания, которые строили из кирпича: несмотря на общую нарядность, сами здания были довольно небольшими. Именно «народный мудехар» стал доминирующим стилем при постройке церквей в Севилье: Сан Исидро, Всех Святых, Санта Каталина, Санта Марина, Сан Хиль, Сан Андреc, Сан Эстебан, Сан Маркос (прославившийся своей колокольней-минаретом с двойными окнами). Все эти храмы строились из кирпича. Потолок был плоский и сделан из дерева. Фасады таких церквей сочетают в себе готические порталы с подковообразными арками, глухими проемами и геометрическим орнаментом. Черты мавританской архитектуры в них проявляются значительно сильнее, чем готика.

«Придворный мудехар» формировался уже позднее, по мере укрепления испанской власти на овоеванных территориях. Этот стиль развивался вплоть до 16 века, отражая стремление испанской знати к комфорту и роскоши. Среди построек, выполненных в этом стиле — самые старые части королевского дворца Алькасара. В этом же стиле были сделаны и другие севильские дворцы 14 века: Лас Дуэньяс — дворец герцогов Альба, и Дом Пилата (Casa de Pilatos).

С 16 века сочетание готики и мавританского стиля стало более целостным и органичным.

 

1. Muralla de la Macarena

На протяжении многих лет от возможных вторжений Севилью охраняла крепостная стена Murallas, выстроенная по периметру города. 400-метровый участок этой стены на северо-западе города сохранился лучше всего.

Первыми, построившими стену вокруг Севильи, были римляне: уже в первом веке до н.э. они возвели первую конструкцию. К концу Римской Империи стена была уже значительно разрушена Вандалами. Вскоре ее вновь отстроили племена вестготов.

Torre Blanca

Стену, которую можно увидеть сегодня, датируется периодом, когда Андалусия была оккупирована арабами. Постройка стены началась в 11 веке и завершилась в начале 13 века. Она имела длину 6 км и включала 166 башен и 9 ворот. В те времена Севилья считалась одним из самых укрепленных городов Испании.

Puerta de la Macarena

Сохранившийся участок стены начинается от Puerta de Córdoba — маленькой зубчатой башни с воротами в форме подковы, расположенной на пересечении Calle san Julián и Ronda de Capuchinos. Проходя через 8 башен, стена простирается на северо-запад в направлении Puerta de la Macarena (ворота Макарена) возле одноименной базилики. Нынешний вид Puerta de la Macarena датируется 18 веком, когда они были в значительной степени перестроены.

Самая высокая башня стены Муралла известна под именем Torre Blanca (Белая башня). В других частях города сохранилось еще несколько башен, некогда бывшими частью крепостной стены: Серебряная и Золотая башни среди них считаются самыми известными в Севилье.

 

 

2. San Gil

Iglesia San Gil — это трехнефная церковь с апсидой. Она принадлежит группе церквей, которые были построены в 14 веке в традиционном тогда стиле мудахар. Башня рсположена в правом нефе. Она была построена тогда же, когда и церковь, но претерпела множество перестроек. В результате ее вершина сделана частично в стиле барокко.  Церковь на протяжении нескольких веков принадлежала братству Мacarena, пока во второй половине 20-го века не была построена их собственная базилика.

 

3. Santa Marina

Построенная в начале 14-го века, церковь Санта Марина имеет прямоугольный план с тремя нефами и глубокой восьмиугольной апсидой. Церковь пострадала от случайного пожара в 1869 году, а также от поджогов и грабежей перед гражданской войной. Колокольня находится у левого нефа, построенная одновременно с церковью. Скульптуры у главного входа изображают Бога-отца и трех святых: Св. Марину, св. Маргариту и св. Варвару.

 

4. San Marcos

Iglesia de San Marcos — одна из самых красивых церквей мавританской Севильи. Над готическим архивольтом доминирует центральная фигура Бессмертного Отца. Узкая башня имеет высоту 22 м. Ее верхняя часть украшена типичным мусульманским орнаментом в виде бриллианта, характерным для минаретов. Размер и сложность декора филигранных окон башни постепенно уменьшаются к низу. В 1603 году Вермондо Реста добавил колокольню.

В 1470 году сторонники графа Аркос сожгли церковь во время их междоусобиц с графом Нибла и герцогом Медины Сидония. Этот случай илллюстрирует постоянную вражду, существовавшую на протяжении 14 и 15 вв между самыми влиятельными аристократическими семьями Севильи. В 1936 году церковь опять была сожжена и закрыта вплоть до 1970 года.

5. Santa Paula

Монастырь Санта Паула функционирует и по сей день. Монахини, живущие в нем, продают традиционные региональные сладости посетителям.

Выдающмися особенностями этого здания являются ворота 16-го века и центральная часть в стиле протереск, датируемая 1504 годом, украшенная керамикой и скульптурами. Монастырь построен в традиционном для мавританской Севильи стиле мудехар.

Церковь посетить нельзя, но монастырский музей можно.

Адрес: Calle Santa Paula 11 41003 Seville

 

6. Palacio de las Duenas

Palacio de las Dueñas, или, правильнее, Дворец герцогов Альба, принадлежит аристократической семье Альба. Он был построен в конце 14 века в стиле Ренессанс в смеси с готикой и мавританским стилем. Это один из главных исторических домов в Севилье, выдающийся с архитектурной и художественной точек зрения. Здание открыто для публики только по предварительной договоренности.

Дворец был построен в конце 14 века, в период сильной экономики. Тогда же был построен королевский дворец Алькасар и Casa de Pilatos. Дворец был построен семьей Пинеда, лордами Касабермеха. В 1496 году Педро Пинеда, глава городского совета, и его жена, донья Мария де Монсальве, продали их дом донье Каталине де Рибера, вдове губернатора Дона Педро Энрикеса, чтобы получить денег на выкуп из арабского плена Дона Хуана де Пинеду. После продажи последовала серия переделок дома, превративших его в прекрасный дворец в ренессансном стиле. Здание перешло в собственность дома Альба после свадьбы.

Название дворца происходит от монастыря Санта Мария де лас Дуэньяс, который существовал уже в 1248 году. Он располагался на периферии дворца, но был снесен в 1868 году.

Сам дворец состоит из серии двориков и зданий. Стиль построек меняется от готическо-мавританского к ренессансу, с местным влиянием на крипичи, керамическую отделку, черепицу, белоснежными стенами. Ее смешанный стиль сход с домами Casa de Pilatos и Casa de los Pinelo. Входные ворота во дворец сделаны в стиле мудехар.

Одна из главных достопримечательностей дворца — коллекция декоративно-художественных предметов, состоящая из 1425 экземпляров. В музее содержится большая коллекция испанской живописи 19 — 20 вв. Есть даже акварельный рисунок Джеки Кеннеди, нарисованный во время ее визита в 1960 году, когда она останавливалась в спальне, в которой когда то жила французская императрица Евгения, графия Монтихо.

 

7. Palacio de los Marqueses de la Algaba

Дворец маркизов де ля Альгаба был построен в 15 — 16 вв. Это один из лучших образчиков стиля мудехар в гражданской архитектуре мавританской Севильи. Дом был построен в 1474 году Хуаном де Гузманом, Сеньором де ля Альгабе, хотя значительная часть нынешней постройки датируется 16 веком. На протяжении своей истории дворец сменил нескольких владельцев. В 19 веке здание пришло в упадок и использовалось для разных нужд. Например, в период 1844 — 1861 гг нижний этаж использовался Театром Геркулес, где проводилось 300 спектаклей. Позже дворец стал летним кинотеатром.

В период 1998 — 2002 здание было полностью отремонтировано. Сейчас здесь находится штаб-квартира Delegación de Participación Ciudadana и Centro del Mudéjar.

Главный вход представляет особый интерес. Он состоит из двух частей: нижняя с каменными блоками и верхняя, декорировання полихромной черепицей. Интерьер разделен на 2 этажа, окружающих внутренний дворик с арочными галереями, арки которых поддерживаются генуэзскими мраморными колоннами, большая часть которых, правда, не сохранилась в оригинале.

 

8. Omnium Sanctorum

Iglesia de Omnium Sanctorum — Церковь Омниум Санкториум — это приходская католическая церковь, одна из церквей в готико-мавританском стиле в Севилье. Церковь была возведена в 1249 году. Это один из старейших храмов в Севилье и один из наиболее сохранившихся религиозных построек средневековья, хотя с первоначальной построки до наших дней дошли только стены и фасад. В течении 14 и 15 вв здание обновлялось, так как пострадало от землетрясения 1356 года. В результате появились готические хоры. Церковь была сожжена и разграблена в 1936 году, перед гражданской войной, но к концу 20-го века была восстановлена.

Силуэт церкви — один из самых характерных для севильских средневековых церквей. Фасад традиционно оштукатурен, но портал сделан из камня со стрельчатым архивольтом. Над ним расположено маленькое окно, типичное для стиля мудехар в Севилье: богато украшенное геометрическим орнаментом, характерным для мавританского стиля. Над ним, на центральном фасаде, расположено готическое окно-роза в центральном нефе и два маленьких по бокам.

Внутри церкви стоит посмотреть погребальную часовню рыцаря Гонсало Гомеса де Сенрвантеса 15-го века, увенчанную восьмиугольным куполом. Распятие работы Андреса де Окампо датируется 1592 годом. Обратите также внимание на картину Девы Марии и всех Святых Рока Балдука (1554 г) и картины Хуана Эспинальи.

Колокольня расположена на северо-западном краю церкви. Она выполнена из кирпича по квадратному плану. Декор башни находится под сильным влиянием Жиральды (колокольня кафедрального собора Севильи).

 

Туристический маршрут — стиль мудехар в Севилье — на карте:

НАВЕРХ 

 

Еще туристические маршруты по Севилье:

НАВЕРХ 

Главная -> Испания -> Андалусия -> Севилья -> Туристические маршруты и экскурсии

 

selfguide.ru

Что такое мудехар...

Муде́хар (mudéjar, от араб. مدجّن‎‎ [mudaǧǧan]) — стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании XI—XVI вв.

В XII—XVI вв. возник своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании, в котором тесно переплелись элементы мавританского, готического и (позднее) ренессансного искусства. Произведения стиля «мудехар» создавались как мусульманскими, так и христианскими мастерами.

В стиле «мудехар» были сохранены основные конструктивные элементы мавританской архитектуры: подковообразная (иногда со стрельчатым завершением) арка, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, наборные деревянные потолки, гипсовый орнамент и цветные изразцы на стенах («асулехос»).

Основой живой и свободной пространственной композиции зданий служил внутренний двор, вокруг которого группировались остальные помещения. Сооружения отличались простой, рациональной, прекрасно отвечающей климатическим условиям планировкой; в стиле «мудехар» охотно строили жилые здания — привлекали также недорогие материалы (кирпич, дерево, гипс) и дешевые рабочие руки народных мастеров. Стиль получил особое развитие в Кастилии, Арагоне, Андалусии и в городах Толедо, Сарагоса, Кóрдова, Севилья и др.

в Марбее на площади Plaza de los Naranjos можно увидеть здание в этом стиле, это Дом Судьи (Casa del Corregidor)

восточные интерьеры всегда отличались загадочностью, необычностью, обилием декора и сочными красками

профессионально созданные восточные интерьеры всегда будут уютными для владельца и необычными для гостей

я уже более 10 лет изучаю восточный дизайн и буду рад помочь Вам в реализации самых сложных проектов в Марбее

Комментарии

comments

luksmarbella.com

Мудехар

, от араб.مدجّن [mudaǧǧan] — прирученный, домашний) — представитель мусульманского населения, которое оставалось на территории Пиренейского полуострова, отвоёванной испанскими государствами у арабов, а также своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании XII — XVI вв.

1. История мудехаров

Включение в ходе Реконкисты новых территорий в состав христианских королевств породило особый феномен — городские мусульманские общины, ведущие относительно автономное существование в христианском окружении. Продолжали существовать и деревни, население которых состояло из мусульман-земледельцев.

Первоначально мудехарам было разрешено сохранять свои земли, законы и обычаи, исповедовать ислам. Однако в ряде мест в нарушение договоров они подвергались преследованиям (в частности, должны были носить особую одежду, выделявшую их из остального населения). После падения в 1492 г. эмирата Гранады мудехаров стали насильственно обращать в христианство. Мудехары, принявшие христианство, называются морисками.

Важным источником по истории мудехаров является «Книга Суны и Шары мавров», созданная, как полагают специалисты, приблизительно в XV в. на территории Валенсии. Она представляет собой судебник, излагающий нормы исламского права и регламентирующий жизнь мусульманской общины на территории христианского государства. Особую значимость «Книге Суны и Шары мавров» придает тот факт, что она была создана после Реконкисты и отражает жизнь мудехаров как сложившегося социума. Этот источник был относительно недавно обнаружен в архиве графов Оргас и опубликован в Кордове (1989). Первое издание на русском языке вышло под редакцией И. И. Шиловой-Варьяш в 1995 г.[1]

2. Быт и культура

Мусульмане Иберии долгое время распадались на два социально контрастных класса. Элитой мусульманской Испании состояла из группы высоко урбанизированных арабов и берберов, составлявших основу административного и военного аппарата крупных городов. С другой стороны, мусульманские низы состояли из группы довольно густонаселённых общин, занимающихся орошаемым земледелием в долина крупных рек. Основную массу мещан, торговцев и хуторных крестьян составляли иберо-римляне (позднее называемые мосарабы) и испанские евреи. Естественно, после падения очередного мусульманского (хотя мусульмане часто не составляли абсолютного большинства населения), новые христианские правители уничтожали местную мусульманскую администрацию и издавали указ о выселении всех оставшихся мусульман за пределы городских стен в целях собственной безопасности. Селиться в пределах городских стен разрешалось лишь христианам. Таким образом, в ходе Реконкисты произошла рурализация мусульманской общины. Её члены вынуждены были в большинстве своём перейти к занятию сельским хозяйством, превратившись в зависимых крестьян на землях розданных христианским помещикам. Некоторые непокорные бунтари (монфи) укрывались в горах, занимаясь грабежами путников или же уходили к магрибским пиратам. Но в некоторых исключениях, покорным мусульманам позволялось остаться в городе или же вернуться в него по истечении некоторого времени, когда его христианская принадлежность уже не была под вопросом. Так, в большинстве крупных городов Испании со временем появились мусульманские кварталы, называемые альхама или морерия.

3. Стиль «мудехар» в искусстве

В XII—XVI вв. возник своеобразный синтетический стиль в архитектуре, живописи и декоративно-прикладном искусстве Испании, в котором тесно переплелись элементы мавританского, готического и (позднее) ренессансного искусства. Произведения стиля «мудехар» создавались как мусульманскими, так и христианскими мастерами. Искусство мудехаров — явление неоднородное и не всегда безусловное по художественному качеству; исследователи отмечают присущий даже лучшим его образцам оттенок вторичности.[2]

В стиле «мудехар» были сохранены основные конструктивные элементы мавританской архитектуры: подковообразная (иногда со стрельчатым завершением) арка, сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, наборные деревянные потолки, гипсовый орнамент и цветные изразцы на стенах. Основой живой и свободной пространственной композиции зданий служил внутренний двор, вокруг которого группировались остальные помещения. Сооружения отличались простой, рациональной, прекрасно отвечающей климатическим условиям планировкой; в стиле «мудехар» охотно строили жилые здания — привлекали также недорогие материалы (кирпич, дерево, гипс) и дешевые рабочие руки народных мастеров. Стиль получил особое развитие в Кастилии, Арагоне, Андалусии и в городах Толедо, Сарагоса, Кордова, Севилья и др.

Внутри стиля различают два направления. То, что получило название «народного мудехара», развивалось спонтанно в областях, отвоёванных испанцами, где традиции мавританского искусства были довольно естественно применены к религии и бытовой культуре христиан. Постройки «народного мудехара» охватили области церковной и городской жилой архитектуры, их возводили, как правило, из кирпича, и они отличались устойчивыми формами сооружений и мотивами декора. При нарядности облика постройки были скромными и небольшими. Стиль «народного мудехара» характерен для севильских храмов: Всех Святых, Санта Марина, Санта Каталина, Сан Хиль, Сан Андрее, Сан Эстебан, Сан Исидро, Сан Маркос (особенно известен своей башней-минаретом с двойными окнами). Храмы строились из кирпича, с плоскими деревянными потолками, на фасадах формы готических порталов сочетались с подковообразными и многолопастными арками, геометрической плетенкой, глухими проемами. Черты мавританской строительной традиции ощущаются в этих постройках гораздо отчетливее, чем воздействие готических форм.

«Придворный мудехар» складывался по мере укрепления власти испанцев на отвоеванных землях и развивался до XVI века включительно. В этом направлении отражалось стремление духовной и светской знати Испании к роскоши и комфорту. Элемент вторичности стиля проявил себя в придворных формах наиболее явно. К данному направлению относятся части Альказара XIV века (в отличие от более поздних пристроек). В фасаде (1364) здания, обычно называемого дворцом короля Педро, можно обнаружить черты сходства с архитектурой гранадской Альгамбры. Возможно, его создали мавританские мастера из Гранады, присланные правителем эмирата Мухаммедом V по просьбе кастильского монарха. В традициях «придворного мудехара» были сооружены другие севильские дворцы XIV века: Лас Дуэньяс герцогов Альба и так наз. Дом Пилата герцогов Мединаселли (завершенный в сер. XVI в. дворец представляет собой яркий пример сочетания мавританских и ренессансных форм). К главным памятникам стиля относится также дворец герцогов Инфантадо в Гвадалахаре (XV—XVII вв.).

С XIV в. общий процесс слияния готических и мавританских традиций приобрел более целостный и органичный характер.

Список литературы:

  1. Книга Суны и Шары мавров / Пер., вступ. ст. и комм. И.И. Варьяш. — М., 1995.
  2. Стиль мудехар (XII-XVI вв.)
Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Мудехар

ua-referat.com

Архитектура в стиле мудехар. Мавританское вторжение в романский и готический стили.

Архитектурный стиль Мудехар сформировался в XII веке на территории иберийского полуострова, в ходе Реконкисты и до XVI века бытовал на землях первых королевств – Леона, Кастилии, Арагона и Португалии. Название стиля происходит от наименования этнической группы мусульман, принявших подданство новых правителей (от исп. mudéjar) и привнесших в каноны средневековых христианских стилей – романского и готического – конструктивные и декоративные элементы и материалы традиционной мавританской архитектуры Иберии. Стиль получил самое широкое распространение и использовался при возведении самых крупных, наиважнейших религиозных и гражданских строений: храмов, королевских дворцовых комплексов (или алькасаров) и стратегических военных укреплений – городских стен, фортов, замков.   

Основные элементы

В основу архитектурного стиля легли элементы четырех больших мавританских стилей, характерных для эпохи Омейядского халифата, Тайфы, времен правления династий Альмохадов и Насридов. Это подковообразная (иногда со стрельчатым завершением) и  многодольная арки и их вариации с многократными делениями и переплетениями (так называемые «разбитые» арки), арка «мукарнас» с сотовидным сводом, прямоугольный наличник «альфис» для обрамления одной или нескольких арок  (араб. alḥíz, alḥáyyiz), аркады «себка» с ажурными сетчатыми экранами и секцией в виде ромба, зубчатые парапеты башен и валовых стен «мерлон».  

Декор и внутреннее убранство                                                  

Постройки возводились преимущественно из кирпича и украшались резьбой, мавританскими орнаментами, рельефным фасадным «кружевом», выложенным дробленой плинфой, майоликой с металлическим блеском – «азулежу» (azulejos). Для интерьеров стиля Мудехар характерны сводчатые перекрытия, образующие в плане восьмиконечную звезду, кессонные потолки с отделкой маркетри, арабская резная лепнина, настенные и напольные панно из глазурованной керамической плитки и гигантские металлические люстры с иерархической эскападой секций, изготавливавшиеся в Малаге, Валенсии, Севилье или Гранаде.  

Архитектурные памятники стиля Мудехар разбросаны по всему Пиренейскому полуострову – от Португалии и Андалусии до Кастилии и Арагона. Его лучшие образцы, такие, к примеру, как Севильский королевский алькасар, находятся под охраной ЮНЕСКО.

Кафедральный собор Святой Марии в Теруэле

Церковь Сантьяго дель Аррабаль в Толедо

Королевский алькасар Альфонса XI в Кордобе

Башня и фрагмент стены кафедрального собора Святого Сальвадора в Сарагосе

Башня Эль Сальвадор в Теруэле (Испания) и фрагмент кессонного потолка с позолотой из тронного зала дворца Альхаферия в Сарагосе

Колоннада патио в королевском дворце Альхаферия в Сарагосе

Фрагмент фасадного декора Мескиты, соборной мечети в Кордобе

Дом Арагонского Папы Бенедикта XIII в Дароке

Потолки с отделкой маркетри, монастырь Сан-Хуан-де-лос-Рейес в Толедо

Дом-музей искусств и народных традиций в Севилье, выстроенный в 1927 году и стилизованный под Мудехар  

www.abitant.com


Смотрите также